МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ
Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе
1. Игра на детских музыкальных инструментах
Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2. Музыкальная игра.
Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3. Музыкально - дидактические игры
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки –ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальны занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать
произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день. Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы,
склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Организация и проведение прогулки с воспитанниками
«ЖАВАРОНАЧКІ, ПРЫЛЯЦІЦЕ!»
«ЖАВАРОНАЧКІ, ПРЫЛЯЦІЦЕ!»
Мэта: знаёміць дзяцей са старажытным народным звычаем – сустрэчай вясны, прывіццё любові да роднай мовы.
Матэрыялы: птушкі вырабленныя з бумагі, музычныя інгструменты (свістулькі, званочкі), музычны цэнтр, інструмент (акардэон).
Дзеючыя асобы: вядучы, Вясна, Буслік – дарослыя.
В я д у ч а я. Добры дзень, дзеткі. Сёння прыгожае народнае свята – Саракі. Вы да мяне прыляцелі, як сапраўдныя птушкі. Лічыцца, што ў гэты дзень да нас прылятаюць сорак птушак, і сярод іх – жаваронак. Яго ласкава называюць у нас і жаўрук, і жаўранак. Напярэдадні гаспадыні рабтілі птушак зсаломы, паперы, гліны, выпякалі жаўрукоў з цеста, а ў дзень свята ўпрыгожвалі імі галінкі дрэў і насілі іх па вуліцы.
Вось і мы падрыхтаваліся да свята птушак. Давайце падымем іх высока
і пагукаем Вясну, каб яна там у дарозе не бавілася, а спяшалася да нас.
Беларуская народная песня “Жавароначкі, прыляціце”
В я д у ч а я. Выдатна праспявалі! А вось і Вясна да нас ідзе.
Пад музыку ўваходзіць Вясна.
В я с н а. Прывітанне, дзеці. Я бачу, вы ўжо падрыхтаваліся да сустрэчы птушак, ужо птушачак з паперы нарабілі. Запрашаю вас разам са мной упрыгожыць галінгкі дрэў. А каб было весялей, заспяваем песню.
Д з е ц і. (спяваюць)
Вясна наша вясёлая – гу!
Развесяліла зямлю, ваду – гу!
В я с н а. Зямлю, ваду, мяне маладу – гу!
Д з е ц і. Ой, вясна вясёлая,
Нарасла трава зялёная – у-у-у!
В я с н а. Паслухайце, як узрадаваліся птушкі вяртанню дамоў.
Гучыць фанаграма птушынага спеву, дзеці слухаюць.
В я д у ч а я. А давайце і мы сыграем, як спяваюць птушкі ў лесе.
Дзеці граюць на свісцёлках імправізацыю спеваў птушак.
В я с н а. Калі птушкі вяртаюцца дамоў, спачатку звіваюць сабе гняздзечка. Запрашаю ўсіх на вясёлую гульню.
Беларуская народная гульня “Займі гняздо”.
В я с н а. Нагуляліся, а цяпер трохі адпачнём. Паспрабуйце адгадаць мае загадкі.
Доктар дзюбкай стукае,
Трубкаю не слухае.
Тук-тук-тук ды тук-тук-тук,
Пэўна, чулі ў лесе стук?
Ледзь паспее адпачыць
І давай ізноў лячыць. (Дзяцел.)
З выраю першы вяртаецца,
З песняй да свету звяртаецца.
Поля і неба сябрук,
Гэта, вядома…(жаўрук).
У церамку жыве,
Прыгожы голас мае.
Спяваць вялікі ён мастак,
Ну, а завецца птушка…(шпак).
Дзеці спяваюць песню “Як вясна прыйшла” мл. М.Танка, муз. В.Сярых
В я с н а.
Доўгаят шыя, чырвоныя боты,
Белы ды шэры, ідзе па балоце. (Бусел)
Так, дзеці, гэта бусел. Ён з’яўляеццадля беларусаў найбольш значнай і свяцейшай птушкай. А жыве ён дзе? (Паблізу тых мясцінаў, дзе ёсць рэчка ці вадаём.) Там, ля балота і сырых мясцінаў, дзе шмат маленькіх жабянят, можна ўбачыць бусла.
Беларуская народная гульня “Бусел”.
В я д у ч а я.
Давайце ўсе разам паклічам яго!
Д з е ц і.
Буслік, Буслік, прылятай, з намі крышку пагуляй!
Заходзіць Б у с л і к.
Б у с л і к. Хто мяне клікаў, хто мяне гукаў?
Д з е ц і. Мы.
Х л о п ч ы к. Бусел-бусел, клёка-клёка, дзе ты жыў?
Б у с е л. Я жыў далека.
За гарамі, за лясамі,
Там, дзе Ніл,
На поўдні самым.
Х л о п ч ы к. Што за Ніл?
Б у с е л. Рака такая, быццам мора гаманкая.
А ў тым Ніле, хлопча мілы,
Есць страшыдлы-кракадзілы.
Х л о п ч ы к. Як жа ты там, буслу, жыў?
Б у с е л. Я не жыў, усё тужыў.
Дзе б ні жыў, усё тужыў.
Дзе б ні жыў, дзе б ні лятаў,
Родны край успамінаў.
В я д у ч а я.
Дзе Бусел сядзе – дастатак будзе,
Дзе Бусел есці будзе – шчасце будзе,
Дзе Бусел гняздо звіў – дзеткі будуць.
Бусел прысядае.
Д з е ц і. Бусел, Бусел, што ты робіш?
Б у с л і к. Ямачку капаю.
Д з е ц і. Навошта табе ямачка?
Б у с л і к. Каменчыкі збіраю.
Д з е ц і. Навошта табе каменчыкі?
Б у с л і к. Іголачкі вайстрыць.
Д з е ц і. Навошта табе іголачкі?
Б у с л і к. Мяшочкі шыць.
Д з е ц і. Навошта табе мяшочкі?
Б у с л і к. Вас лавіць! (Даганяе дзяцей)
В я д у ч а я. Вось павесяліў вас, дзетачкі, Буслік.
А яшчэ да нас прылятаюць гусі-лебедзі. Вось і гаспадынька знайшлася, якая будзе даглядаць за імі.
Беларуская народная гульня “Гусі-лебедзі і воўк”.
Гаспадыня з гусямі-лебедзямі ідзе ў адзін бок – там іх дом,
воўк ідзе ў другі бок, “за гару”- там яго дом.
Паміж домам гаспадыні і домам воўка – чыстае поле.
Гаспадыня гаворыць гусям-лебядзям:
Гусі-лебедзі! Пара
Ў чыста поле са двара!
Пасля слоў гаспадыні гусі-лебедзі махаюць крыламі, крычаць:”Га-га-га!” – і бягуць у чыстае поле.
Іх пачуў воўк і пачаў паркрадвацца да гусей-лебедзей. Ступіць крышку, адыйдзе назад, а сам сціскае гусей-лебедзей да свайго дома. Загнаў ён іх усіх у свій дом і гаворыць:
- Сядзіце,
Не крычыце,
Крыламі не махайце!
Пайшла гаспадыня гусей шукаць. Ідзе па чыстым полі, прыгаворвае:
- Тут воўчы след,
Тут гусіны след.
Тут воўчы след!
Тут гусіны след…
Так па слядах і падышла да воўчага дома. Прыйшла і заве ваўка:
- Воўк, воўк! Ідзі сюды!
Воўк выйшаў і пытаецца:
- Што табе трэба?
Гаспадыня гаворыць:
- Ці не ты ўкраў маіх гусей-лебедзей?
Воўк адказвае:
- Ды я тваіх гусей і не бачыў! Якія яны ў цябе былі?
Гаспадыня адказвае:
- І белые былі,
І шэрыя былі,
І стракатыя!
Воўк падумаў і прыдумаў хітрасць:
- Вось па гэтай сцяжынцы пойдзеш –
Усіх гусей-лебедзей знойдзеш:
І белых, і шэрых, і стракатых!
Гаспадыня пайшла па сцяжынцы, якую ей воўк паказаў, а гусі-лебедзі ў гэты час замахалі крыламі. Гаспадыня прыслухаласяі пытаецца:
- Воўк, што гэта за шум у тваім доме?
Воўк адказвае:
- Гэта ў мяне лыжкі ды міскі з полкі на падлогу падаюць!
Гусі ў гэты час зашыпелі. Гаспадыня пытаецца:
- Воўк, воўк! Хто гэта ў тваім доме так шыпіць!
Воўк адказвае:
- Гэта капуста ў маёй печы кіпіць!
Гусі ў гэты час затупалі нагамі.
Гаспадыня пытаецца:
- Воўк! Хто гэта ў тваім доме так тупае?
Воўк адказвае:
- Гэта мае коні капытамі ў стайні б’юць, аўса хочуць.
Тут раптам гусі як закрычаць:
- Га-га-га! Га-га-га!
- А гэта хто? – пытаецца гаспадыня. – Гэта мае гусі-лебедзі! Аддай мне іх!
Воўк гаворыць:
- Не аддам!
Тады гаспадыня падымае з зямлі каменьчык і пытаецца:
- Воўк! Хочаш зўесці авечку?
- Хачу. Дзе авечка?
Гаспадыня кідае каменьчык і гаворыць:
- Вось яна! Даганяй!
Воўк – бягом за авечкай. А гаспадыня падбягае да воўчага дома і крычыць:
- Гусі-лебедзі, дадому!
Гусі выбягаюць і бягуць да свайго дома. Воўк кідае авечку і гоніцца за гусямі. Калі ваўку не ўдаецца схапіць ніводнага з гусей, усе гусі збіраюцца ў гаспадыніным доме і дражняць яго:
- Воўк за гарою,
Шэры за крутою.
Ваўка не баюся,
Кіем баранюся,
Качарыжкай адаб’юся.
А калі воўк схопіць каго-небудзь з гусей-лебедзей, той і становіццаваўком, і гульня пачынаецца спачатку.
В я с н а. Ой, як весела з вамі! А цяпер яшчэ раз заспявайце мне вяснавую песеньку.
Дзеці спяваюць “Жавароначкі, прыляціце”
і “змейкай” выходзяць з пляцоўкі.
Аўтар: Шэшка Т.М., музычны кіраўнік
Тригубович Вера - победитель районного фестиваля "Я - исследователь" в номинации "Мая Радзiма Беларусь"
Занятак па адукацыйнай вобласці "Мастацкая літаратура" для дзяцей першай малодшай групы
Канспект-занятку па адукацыйнай вобласці "Мастацкая літаратура" для дзяцей першай малодшай групы
Тэма: «Успрыманне забаўлянкі «Кукарэку, певунок»
Праграмныя задачы: фарміраваць уменне сачыць за развіццём дзеяння ў забаўлянцы; развіваць уменне ўважліва слухаць чытанне; выхоўваць спагадлівасць да твораў фальклору.
Матэрыял: малюнак «Пеўнік».
Ход занятку:
– Дзеткі,давайце з вамі пагуляем і адгадаем, хто як голас падае.
Нашы качкі раніцай – кра-кра-кра.
Нашы гусі раніцай – га-га-га.
Нашы куркі раніцай – ко-ко-ко.
Нашы пеўнікі ўранку – ку-ка-рэ-ку.
– “Ку-ка-рэ-ку”, – спявае пеўнік-певунок. Паспрабуйце і вы так праспяваць. Пра пеўніка складзена шмат забаўлянак, песенак і казак. Вось гэтая забаўлянка пра пеўніка называецца «Кукарэку, певунок».
Паслухайце яе:
Ку-ка-рэ-ку, певунок,
Залаценечкі чубок,
Пад паветачку пайшоў,
Курку-рабку там знайшоў.
Пачаў курку пытаць,
Ці ўмее чытаць.
- Не чытаю, не пішу,
Толькі яйкі нясу,
Штодзень дзецям нашу
Аж па цэламу кашу.
- Пра каго гэтая забаўлянка? ( Дзеці адказваюць).
- Паглядзіце на малюнак – які прыгожы у нас тут пеўнік! Давайце з вамі яго разгледзім. Падыдзіце бліжэй да мальберту! (Дзеці падыходзяць бліжэй і разам разглядаем)
- Дзе ў пеўніка грабеньчык? (Паказываюць).
- Вось ён, чырвонага колеру! А пёркі дзе? А хвосцік? Вось і хвосцік яго. А дзюба дзе? (Паказываюць). Як пеўнік наш спявае? (Дзеці адказваюць).
- Малайцы! А цяпер сядайце на свае месцы і паслухайце яшчэ раз забаўлянку. (Чытаю яшчэ раз). – Цікавая забаўлянка? А пеўнік на малюнку спадабаўся вам? (Дзеці адказваюць).
Савянкова М.А., выхавальнiк першай малодшай групы
Перечень нормативных правовых документов по обеспечению преемственности дошкольного и 1 ступенью общего среднего образования
Учреждение дошкольного образования
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании- 13.01.2011г.
2. Положение об учреждении дошкольного образования – 01.07.2011г.№10-16/П-169
3. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» - 25.01.2013г.№8
4. Специфические санитарно-эпидемиологические требования- 07.08.2019 г. №525
5. Образовательный стандарт дошкольного образования – 15.08.2019г. №137
Учреждение общего среднего образования
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании- 13.01.2011г.
2. Положение об учреждении общего среднего образования – 20.12.2011г.
3. Образовательные стандарты общего среднего образования- 26.12.2018г.
4. Правила проведения аттестации учащихся при усвоении содержания образовательных программ общего среднего образования – 20.06.2011г. № 38
5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» - 27.12.2012г.№ 206
6. Специфические санитарно-эпидемиологические требования- 07.08.2019 г. №525
Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Страна, в которой мне хочется жить»
Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Страна, в которой мне хочется жить»
Цель: уточнение и закрепление знаний участников деловой игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи: повысить педагогическую компетентность участников по вопросам нравственно-патриотического воспитания; обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию; развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; расширять кругозор каждого участника игры по краеведению.
Материал и оборудование: конверты с разрезанными пословицами; кубик с цифрами от 1 до 6; фотографии достопримечательностей г. Старые Дороги; грамзапись песен о Беларуси.
Категория: педагоги.
Время проведения: 25 – 30 минут.
Ход деловой игры
Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю Вам принять участие в деловой игре, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которой мы обобщим знания о формах и методах работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию, расширим кругозор по краеведению.
Виктор Петрович Астафьев когда-то написал: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».
1 раунд: «Вопрос-ответ»
Педагог-психолог. Предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
3. Официальная эмблема государства. (Герб.)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна.)
6. Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. (Патриотизм.)
7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
8. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция.)
2 раунд: «Составь пословицу»
Педагог-психолог. С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
А сейчас каждый из Вас вытянет конверт, в котором находятся элементы пословицы о Родине. Необходимо составить пословицу.
1. Золоту старости нет, Родине цены нет.
2. Всякому мила своя сторона.
3. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
4. Родина – мать, умей за нее постоять.
5. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
6. Человек без Родины – что соловей без песни.
7. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
8. Родная землица и во сне снится.
Педагог-психолог. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, где его учили доброте. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
3 раунд: «Гости города»
Переходим к следующему заданию. На мольберте размещены фотографии достопримечательностей города Старые Дороги. Каждая фотография обозначена цифрой от 1 до 6. Участники по очереди бросят кубик с цифрой, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение и появилось желание посетить этого место.
Педагог-психолог. Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. И немаловажную роль в этом играет взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
4 раунд: «Методическая атака»
У Вас на столах находятся карточки с формами взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию. Необходимо разделить данные формы на два типа: традиционные и нетрадиционные. (Педагоги по очереди подходят к мольбертам «Традиционные формы работы с родителями» и «Нетрадиционные формы работы с родителями» и размещают карточки в зависимости от разновидности форм и методов.)
Традиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию:
1. Коллективные (родительские собрания; конференции; «Круглые столы»; консультации).
2. Индивидуальные (беседы, консультирование).
3. Наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии; выставки детских работ; стенды; ширмы; папки-передвижки).
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию:
1. Информационно-аналитические (проведение срезов; тренинги; опросы; «Почтовый ящик»).
2. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей; выпуск газет; организация мини-библиотек).
3. Досуговые (досуги; праздники; выставки детско-родительских работ; семейные проекты; семейные вечера).
4. Познавательные (семинары; практикумы; педагогическая гостиная; библиотека для родителей; семейный клуб; познавательно-игровые викторины; дни открытых дверей).
Педагог-психолог. Все формы работы направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.
5 раунд: «С песней по жизни»
Педагог-психолог. Песня – душа народа. Много песен сложено о большой и малой Родине, о нашей Беларуси. Сейчас я предлагаю принять участие в песенном блиц-турнире. Сначала Вы слушаете мелодию, а затем отгадываете песню и поете один куплет.
Итог
Педагог-психолог. И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова выдающегося педагога-практика Антона Семеновича Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Существует такая притча:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет, живая – я ее умертвляю, скажет, мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все, действительно, в наших руках. Не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!
Список использованных источников
1. Козлова, С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова, А. М. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2010.
2. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / Л. Е. Никонова. — Минск: Народная асвета, 2009.
3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. — Москва: Просвещение, 2011.
4. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. —Москва: Педагогика, 2013.
5. https://www.prodlenka.org
6. https://nsportal.ru
Василевская Наталья Анатольевна,
педагог-психолог
Музычна-фальклорная забава «Багач» для дзяцей старшай групы (5-6 гадоў)
Музычна-фальклорная забава
«Багач»
для дзяцей старшай групы (5-6 гадоў)
Праграмныя задачы: пазнаёміць дзяцей са звычаямі, гульнямі на святах; фарміраваць уменні самастойнага выразнага выканання песень, танцаў, паэтычных твораў, развіваць маўленне, увагу; выхоўваць павагу і любоў да народнай спадчыны, спрадвечных традыцый беларусаў.
Матэрыял і абсталяванне: зала ўпрыгожана ў стылі беларускай хаткі: печ, ручнікі, кухонныя прынады, агародніна, садавіна, лубок жыта, 2 абручы, 3 драўляныя лыжкі, 2 вядзерцы, бульба (па колькасці дзяцей), цудоўны мяшочак, беларускія нацыянальныя касцюмы для дзяцей і дарослых, аўдыёзапісы беларускай народнай музыкі: песні “Ой, я жыта ды не сеяла”, “Верабей”(жніўная), “Рэдзька”, “Полька”, “Развітальная”; музычны цэнтр, музычныя інструменты.
Дзеючыя асобы: Гаспадыня, дзве жанчыны-жнейкі, Восень (дарослыя).
Папярэдняя работа: знаёмства с прыказкамі і прымаўкамі пра працу, развучванне песень, танцаў, гульняў.
Месца правядзення: музычная зала.
Ход мерапрыемства.
Зала аформлена ў стылі сялянскай хаткі – упрыхожана ручнікамі, вышыванкамі, хатнімі рэчамі. Гучыць беларуская народная музыка.
У залу заходзяць дзеці, Гаспадыня запрашае іх прайсці ў хатку.
Г а с п а д ы н я. Даражэнькія мае дзеткі, ці ведаеце вы, якое свята мы будзем сёння святкаваць? (Адказы дзяцей.) Так, свята Багач. Зараз паслухайце, што я ведаю пра гэта свята. Заўсёды яго адзначалі ў канцы сельскагаспадарчых работ, калі з агароду і з поля быў сабраны ўвесь ураджай. Людзі адчувалі сябе багатымі, бо ў іх было шмат зерня, садавіны, агародніны. Таму і празвалі гэта свята Багачом. На Багача да ўзыходу сонца гаспадар засяваў ніву жытам. Да азімай сяўбы селянін прыступаў урачыста. У доме ўсё мылася, чысцілася, варылася і пяклося шмат смачнага – чакалі да сябе ў госці Багача.. Я ведаю, што да нас сёння прыйдуць госці з Багачом. Давайце заспяваем песню, каб яны пачулі ды хутчэй да нас завіталі.
Дзеці спяваюць беларускую народную песню «А ў полі ніўка». Чуецца стук ў дзверы. Уваходзяць жанчыны ў беларускім нацыянальным адзенні, у руках трымаюць “Багача”, яны спяваюць беларускую народную песню «Як на нашай ніўцы»
Г о с ц і. Добры дзень у вашу хату.
Г а с п а д ы н я. Добры дзень гасцям! Добры дзень Багачу!
1-я ж а н ч ы н а. Прымайце, гаспадары, госця дарагога – Багача.
2-я ж а н ч ы н а. Мы вам прынеслі Багача – лубок жыта. Жыта да яго зносілася ўсімі сем’ямі вёскі. Зерне гэтае – з першага зажыначнага снапа.
2
1-я ж а н ч ы н а. Мы вас віншуем з гэтай пашанай(павагай) і жадаем: няхай вам заўсёды шанцуе, няхай вам жыццё шчасце даруе.
2-я ж а н ч ы н а. Багацця ў хаце! Міру і згоды!
1-я ж а н ч ы н а. Шчасця, здароўя, дастатку жадаем!
2-я ж а н ч ы н а. Багача на пачэсны кут адпраўляем.
Г а с п а д ы н я. Дзякуй табе, Божа, што дапамог сабраць збожжа!
Дзеці перадаюць з рук у рукі Багача,
потым гаспадыня ставіць яго на стол і запальвае свечку.
Г а с п а д ы н я. Дзякуй вам, госцейкі, за пашану, што нашай хаты абмінаць не сталі. А зараз раскажыце, калі ласка, як раней сустракалі свята Багач. Вельмі цікава нам будзе паслухаць.
2-я ж а н ч ы н а. Гэта свята ўсе чакалі. У мінулым свята адзначалі тады, калі ўсе збожжавыя былі зжаты, калі сабралі ўсю садавіну і агародніну. Але першым жалі збожжа. Якое ззбожжа вы ведаеце? (Адказы дзяцей па чарзе.)
У гэтым годзе ўсё ўдалося:
Жыта добрае ўрадзіла,
Аж у торбу павілося, і авёс,
І ячмень добры парос.
А пшаніца буйная, як брусніца,
А грэчачка, як кветачка!
1-я ж а н ч ы н а. Так, у гэтым годзе восень багатая на ўраджай. Калі паспявала зерне, бралі жнейкі сярпы і ішлі жаць (не было камбайнаў, якія жалі і малацілі). А калі дажыналі апошні сноп, неслі яго с песнямі, танцамі ў хату, потым яго малацілі, зерне сыпалі ў міску і ставілі свечку, вось так, як у нас. (Паказвае.) Завецца гэтая міска з зернем і свечкай Багачом. Лічылася, што Багач прыносіць у хату дастатак і шчасце. І вы будзеце багатыя, бо сёння Багач завітаў да вас.
У залу ўваходзіць Восень, дзеці выконваюць карагод «Прывітанне, восень» муз. М.Шнейдермана, сл.А.Благіной, пераклад А.Вольскага.
Д з е ц і. Восень, Восень! Прывітанне!
Рады мы тваім дарам! У цябе мы запытаем:
- Што прынесла, Восень, нам?
В о с е н ь. Я прынесла вам мукі.
Д з е ц і. Значыць, будуць піражкі!
В о с е н ь. Я прынесла грэчкі!
Д з е ц і. Будуць перапечкі!
В о с е н ь. Буракоў, капусты, круп…
Д з е ц і. Будзе боршч і будзе суп.
3
В о с е н ь. Ці рады вы грушам?
Д з е ц і. На зіму насушым…
В о с е н ь. Ну, а яблыкі, што мёд!
Д з е ц і. На варэнне, на кампот!
В о с е н ь. Я прынесла мёду!
Д з е ц і. Поўную калоду!
Ты і яблык, ты і мёду, ты і хлеба нам дала.
Ну, а добрае надвор'е ты для нас не прыпасла?
В о с е н ь. Я пашлю вам дожджык з неба!
Д з е ц і. Не, не хочам, нам не трэба!
Дожджык, не перашкаджай, мы збіраем ураджай,
Будзе ў нас багаты год.
Хутка стаўце рукі ў бокі,
Запрашаем вас у скокі.
Танец-гульня «Рэдзька»
Х л о п ч ы к і. (па чарзе) Ой, Восень мая, Восень сцюдзёная!
Чаго ж ты раненька захаладалася?
В о с е н ь. А я не раненька, а я не позненька!
Як мая пара прыйшла, лісточак апаў, зямельку ўслаў!
Усе разам бягуць на свае месцы.
2-я ж а н ч ы н а. А зараз, дзеткі, адгадайце загадкі пра жывёлу, якая жыве у нашай гаспадынькі ў хляве.
Шырокая спінка,
На спінке – шчацінка,
Рыльцам, як лапатка,
Яна капае градкі. (Свіння)
З людзьмі сябруе,
Хату вартуе,
Спіць пад ганкам,
Хвост абаранкам. (Сабака)
Кудахча, кудахча,
Дзетак склікае,
Пад крыло хавае. (Курыца)
Доўгія шыі,
Чырвоныя лапкі.
Шчыпаюць за пяткі -
Уцякай без аглядкі. (Гусі)
4
Не кароль, а ў кароне,
Не гусар, а пры шпорах,
Гадзінніка не мае,
А час добра знае.
Сядзіць на масточку
І крычыць: «Ку-ка-рэ-ку!»
(Певень)
Калі загадкі адгадалі, тады можна пагуляць
Праводзіцца гульня «Гарлачык».
Дзеці сядзяць у крузе на кукішках. Гэта «гарлачыкі». У сярэдзіне круга ходзіць вядучы-пакупнік. Спыніўшыся каля каго-небудзь, ён кладзе лыжку і пытаецца
-Колькі каштуе «гарлачык»?
Дзеці адказваюць, спяваюць:
За «гарлачык» гэты
Дай нам зусім крышку:
Каб ніколі не хварэць –
Маннай кашы лыжку.
Пасля гэтых слоў дзіця-гарлачык паднімаецца на ногі і бяжыць па крузе ў адным напрамку, а пакупнік – насустрач яму. Кожны імкнецца падняць лыжку першым. Той, хто першы падняў лыжку, становіцца пакупніком.
1-я ж а н ч ы н а. Вось як добра пагулялі, а зараз сядайце, цікава паслухаць, якія вы ведаеце прымаўкі, прыказкі аб працы.
1-е д з і ц я. Нічога само не робіцца.
2-е д з і ц я. Без працы няма чаго хлеба шукаць.
3-е д з і ц я. Хто не працуе, той смачна не есць.
4-е д з і ц я. Сказаць лёгка, зрабіць цяжка.
5-е д з і ц я. Без працы не будзе вяселля.
2-я ж а н ч ы н а. Дзеткі, а ці дапамагалі вы сваім матулям, бабулям на агародзе? (Адказы дзяцей).
Зараз я пакажу вам цудоўную торбачку з агароднінай, якая вырасла ў
мяне, вам трэба памацаць і вызначыць, што ў ёй.
Гульня «Цудоўны мяшочак».
Г а с п а д ы н я. Якая прыгожая бульба ў торбачцы! А давайце пагуляем у цікавую гульню з бульбай. Станьце ў дзве каманды, бярыце па бульбіне, пакладзіце яе ў лыжку. Вам трэба пад музыку аднесці бульбу ў вядзерца, а пустую лыжку перадаць свайму сябру па камандзе.
Гульня «Не абрані бульбу»
5
Г а с п а д ы н я. Адкажыце, госці, мне,
Ці вам добра тут, ці не?
Г о с ц і. Добра!
Г а с п а д ы н я. Калі так, настаў час разам песню заспяваць.
Беларуская народная песня «Сядзіць камар на дубочку»
Х л о п ч ы к. А вось мая дудачка-самагудачка.
На ёй граю i спяваю,
народ забаўляю.
Вы, сябры, інструменты бярыце,
мне іграць дапамажыце.
Дзеці граюць на музычных інструментах “Польку”
Г а с п ад ы н я. Ну, работнікі вы спрытныя, музыканты ладныя, а загадкі пра тое, што расце ў мяне на агародзе адгадаць сумееце? (Адказы дзяцей.) Тады слухайце.
Між гуркамі, буракамі —
каза з зялёнымі рагамі. (Цыбуля.)
Сваім вострым зубком
за язык кусаецца.
Чаму ж гэты ліхадзей
нам так падабаецца? (Часнок.)
Дзе бачыў такое, калі:
Зялёная курыца нясе яйкі ў зямлі. (Бульба.)
Кінуў у гонейкі,
узышлі сонейкі. (Сланечнік.)
Садовыя, мядовыя,
сакаўныя, наліўныя. (Яблыкі.)
Для конскай спакусы —
залатыя зубы, доугія вусы. (Ячмень.)
Такая жытка: на пяцярых
адна зялёная світка. (Струк гароху, бобу)
Чупрына ў яго беражэцца —
На год толькі раз стрыжэцца. (Збожжа.)
Г а с п а д ы н я. Калі загадкі адгадалі, тады можна пагуляць.
Гульня “Бабка Еўка і Дзед Талаш”.
6
Дзеці становяцца ў круг, у сярэдзіне якога знаходзяцца Бабка Еўка i дзед Тамаш, вядуць карагод i спяваюць:
Бабка Еўка, дзед Тамаш, го-го-го.
Паехалі на кірмаш, го-го-го.
Што павезлі прадаваць, го-го-го.
Паспрабуем адгадаць,
у-ха-ха-ха-ха.
Дзеці спыняюцца. Баба і дзед у крузе паказваюць рухамі і мімікай,
што яны купілі. Дзеці спрабуюць адгадаць.
Д з я ў ч ы н к а. Ой, топну нагой
Ды прытопну другой,
Колькі я ні тапачу,
Танцаваць яшчэ хачу!
Дзеці і дарослый выконваюць беларускі народны танец “Свеціць месяц”
1-я ж а н ч ы н а. Усё так добра атрымалася.
Як вам, дзеці, спадабалася?
І шкада, а ўсё ж бывайце,
Пра Багача не забывайце.
2-я ж а н ч ы н а. Дай жа, Божа, гэтай хаце ніколі дрэннага не знаці.
1-я ж а н ч ы н а. Каб было чым насяваць, засяваці!
2-я ж а н ч ы н а. Ды яшчэ болей жаць, нажынаці!
7
1-я ж а н ч ы н а. Дружна, дзеткі, жывіце,
Хутка расціце,
Край свой любіце.
А нам трэба несці Багача да іншых двароў.
Г а с п а д ы н я. Як сустрэлі весела Багача, так і праводзім. А ну, заспяваем, даражэнькія!
Дарослыя і дзеці спяваюць беларускую народную песню
«Чаму ж мне не пець». Госці выходзяць з залы.
Г а с п а д ы н я. Бывайце здаровы, у шчасці жывіце,
Праз год Багача да сябе вы завіце.
Гучыць вясёлая беларуская народная пеня “Развітальная”,
пад якую дзеці выходзяць з залы.
Літаратура:
1.Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2019.
2.Восеньскія святы: Дапаможнік для настаўнікаў і выхавальнікаў. А.Ю.Лозка Мн.:Беларусь, 1995.-110 с.: іл.
3.Цыральчук, А. А. Купалінка: народныя святы і абрады: дапам. Для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / А.А.Цыральчук. – Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер» 2005. – 62, [2] с.: мал.
4.Кавалеўская, Г.М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Г.М.Кавалеўская. – Мазыр: ТАА ВД «Белы вецер», 2009.-62
5.Беларускае свята ў школе. З вопыту работы Узденскай санаторнай школы-інтэрната: Дапам. Для настаўнікаў і выхавальнікаў / Аўт.-уклад. Л.В.Пармон, Л.П.Сахарэвіч, Н.П.Трыгубовіч. – Мн.: Беларусь, 2002.-149с.
6.Ермакова З.І., Шабека В.М. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе /Склад. З.І.Ермакова, В.М.Шабека. – Мн.: Нар.асвета, 1985.-64 с.
Шэшка Тамара Міхайлаўна,
музычны кіраўнік дашкольнай адукацыі
дзяржаўнай ўстановы адукацыі
Игра-занятие «Мой любимый город» по образовательной области «Ребёнок и общество»
Игра-занятие «Мой любимый город» по образовательной области «Ребёнок и общество»
Программные задачи: формировать представления о родном городе, достопримечательностях малой родины; осознание своей принадлежности к своей малой родине; развивать умение самостоятельно проявлять нравственные качества, свойственные белорусам (любовь к родному краю); воспитывать любовь к малой родине – своему городу, бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Предварительная работа: просмотр презентации «Мой город – Старые Дороги», иллюстрации с видом на город, выставка рисунков «Город, в котором я живу», чтение книг и стихотворений о родном городе и его достопримечательностях.
Материал и оборудование: письмо, географическая карта, цветок с лепестками, разрезные картинки, эмблема нашего города, картинки с достопримечательностями, мольберты.
Ход занятия
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что же в нём? (Достаёт карту нашего города.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина: это город, деревня, где он родился.
Наша Родина состоит из множества маленьких уголков.
Как называется наша страна, в которой мы живём?
Дети: Беларусь.
Воспитатель: Как называются люди, живущие в Беларуси?
Дети: Белорусы.
Воспитатель: Беларусь – небольшое государство. В нашей стране много разных городов, рек, лесов. Мы гордимся нашей Родиной. Но у каждого из нас есть ещё и малая Родина – это уголок земли, где мы родились, где мы живём.
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Старые Дороги.
Воспитатель: Какой у нас город? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашем замечательном городе. Знаете ли вы, почему место, где живёт много людей, называется городом? Когда мы произносим слово «город», вслушайтесь внимательно в это слово. В старину город называли «град». В давние времена люди часто вели войны, за свою территорию, чтобы защититься от врагов, люди сооружали высокие заборы, а потом строили крепости. Поэтому место, которое «огородили» называли городом. Так от старинного слово «град» и получилось современное слово «город».
Воспитатель: Если наш город, называется Старые Дороги, то люди, которые живут в этом городе, как называются? (Стародорожане.)
Воспитатель: Ребята, давайте соберём цветок из красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и закрепляет свой лепесток.
Дидактическая игра «Украсим свой город».
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали.
Воспитатель: В нашем городе много достопримечательностей. Назовите их? (Дети подходят к столу, берут картинки с достопримечательностями города и прикладывают к эмблеме города.)
Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города».
Воспитатель: Многие из вас ходили и в парк, в больницу, ехали по железной дороге, ходили во Дворец Культуры, посещали концерты, цирковое представление, сами выступали на сцене. Вы много рассказали о нашем городе. В нашем городе много улиц, домов, красивая природа. В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтобы наш город стал лучше, красивее, богаче.
Воспитатель: Дети, а как называется профессия человека, который ремонтирует здание?
Дети: Реставратор.
Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами попробуем в роли реставратора.
Дидактическая игра «Собери здание» (разрезные картинки).
Воспитатель: Какие ребята, вы молодцы, сколько зданий отреставрировали для нашего города.
Воспитатель: А теперь, отгадайте-ка ребятки, вы о городе загадки. Я начну стихи читать, вам придётся продолжать.
1.Шумят повсюду автобусы,
И едут люди, кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий автобусов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется … (вокзал).
2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму,
По телефону позвонить,
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно,
Всем передать большой привет,
Ведь это здание … (почта).
3. Люди в белом не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают,
Эти люди в белом.
Если кто-то заболел,
Все идут лечиться,
В городскую, областную,
Детскую … (больницу).
4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это? … (детский сад).
5. Стоит дом. Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт
Что это? … (школа).
6. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзинку,
Покупай, что повкуснее
В нашем … (магазине).
Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали.
А теперь предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Можно – нельзя». (Дети встают в круг.)
Воспитатель: Поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будите молча, используя знак отвечать. Хлопок руками – правильно, топот ногами – неправильно.
Переходить улицу на красный свет.
Любоваться нашим парком.
Бросать фантики от конфет.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Сажать цветы, деревья.
В автобусе уступать место старикам.
Разорять гнёзда.
Ломать лавочки.
Воспитатель: Ребята, молодцы. Сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу, вы знаете и любите свой город, в котором вы живёте. Наш город очень красивый и мы с вами в этом убедились.
И теперь вы догадались, что это карта нашего города.
Воспитатель: Какая игра вам понравилась больше всего.
Что такое малая Родина?
Какая достопримечательность в городе тебе нравится больше всего.
Список использованных источников:
1.Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Нац. Ин-т образования, Аверсэв, 2019.
2.Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, Е.И. Смолер. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 208 с. (УМК «Мои первые уроки»)
3.Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
4.Загадки для детей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // deti – online. сom / zaqadki. – Дата доступа: 13.12.2018.
Подготовила: Гуринович Галина Александровна,
воспитатель дошкольного образования
Программа проведения XI педагогического марафона «Единство, гражданственность, патриотизм – ключевой ресурс развития образования Минщины» в государственном учреждении образования «Ясли-сад №4 г. Старые Дороги»
Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Консультация для молодых специалистов «Адаптация детей раннего возраста. Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Азбука безопасности
План проведения тематической недели
«Азбука безопасности»
С 5.07.2021 по 09.07.2021
№ п/п |
Тема | Дата проведения | Группы | Ответственные |
1 | Безопасность дома и в детском саду | 05.07.2021 | Все возрастные группы |
Воспитатели всех групп |
2 | Дорожная безопасность | 06.07.2021 | Все возрастные группы | Воспитатели всех групп |
3 | С огнём не шути | 07.07.021 | Все возрастные группы | Воспитатели всех групп |
4 | Чужие люди | 08.07.2021 | Все возрастные группы | Воспитатели всех групп |
5 | Безопасность в природе | 09.07.2021 | Средняя группа | Воспитатели групп |
Составил: заместитель заведующего по основной деятельности Г.Г.Жданович
Материалы к фестивалю-конкурсу "Удивительный мир детства"
Ссылки на скачивание материалов:
https://disk.yandex.ru/d/p30_oLMDDoa4BA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/UOpQy7q70_aFUQ?w=1
Как подготовить занятие с воспитанниками
Игра-занятие по формированию позитивной самооценки у воспитанников старшей группы «Как я к себе отношусь»
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
Взаимодействие руководителя физического воспитания
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Педагогические условия организации подвижных игр в учреждении дошкольного образования
План мероприятий по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области "Элементарные математические представления".Тема "Путешествие в математическое королевство"
Программные задачи: формировать умение устанавливать связи и отношения между смежными числами; закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры по описанию; закрепить знания о частях суток, днях недели, месяцах года и их последовательности; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в центре…), развивать познавательный интерес, мышление, внимание, память; воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал и оборудование: воздушный шарик, письмо, игра « Найди соседей», цветик-семицветик, игра на объёмное моделирование « Собери фигуру», календарь природы , наборы цифр от 0-10, белые листы бумаги, простой карандаш.
Ход занятия.
Воспитатель:
Становитесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вхождение в тему. Мотивация на совместную деятельность.
Стук в дверь. Влетает воздушный шарик с письмом.
Воспитатель: Ой, ребята да это письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, пишет вам королева Математики. В нашем математическом королевстве случилась беда. Однажды в наше королевство ворвался злой волшебник и разбросал лепестки волшебного цветка. Он заколдовал всех жителей, числа перепутались, геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы сможете навести порядок в королевстве, выполнив задание злого волшебника».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства? Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растет необыкновенный цветок, он может исполнять любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?
Дети: Это цветик - семицветик.
Воспитатель: Правильно, давайте мы с вами отправимся в путь, соберём все-все лепестки волшебного цветка. И тогда , в математическом королевстве всё станет как прежде. Закройте все глаза (звучит музыка)
Нужно в путь нам отправляться
Ума разума набраться
В королевстве побывать
Лепестки все отыскать
И желание загадать
Раз, два, три покружись в королевстве окажись.
Откройте глаза. Вот мы оказались в математическом королевстве.
Посмотрите, какой-то необычный ковёр? Это же ковёр-самолет. Почему-то он весь в дырках. Нам нужно поставить заплатки. Как вы думаете, на что похожи дырки?
Дети: На геометрические фигуры.
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить первое задание: отгадайть загадки. (Дети отгадывают загадки, ремонтируют ковёр.)
Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик -мой любимый брат,
Потому что я….(квадрат).
- Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал
Получается вдруг….(овал).
- Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник-
Стал квадрат... (прямоугольник).
4.Три вершины,
Три угла,
Три сторонки-
Кто же я? (Треугольник)
5.Встал квадрат на уголок-
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос ещё дней пять.
Как теперь его назвать?
(Ромб)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. С первым заданием мы справились и за это получаем первый лепесток.
Аудиозапись. Спор цифр.
Воспитатель: Ой, слышите, кажется ,кто-то спорит. Да это же цифры. Интересно, а какое здесь будет задание. Давайте прочитаем.
(Вам нужно заселить домики цифрами соседями. Но помните, что домики необычные волшебные ,в них живёт по три цифры).
Подойдите к столу, выберите себе по одному домику. Посмотрите внимательно, каких цифр не хватает в домике и заселите его.
Игра «Найди соседей»
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. И вот ещё один лепесток. Ой, ребята посмотрите, что это? Правильно это календарь природы, но здесь все перепутано. Это все выходки волшебника. Давайте наведем здесь порядок. А вот и следующее задание.
Игра с мячом «Бросай, лови, быстро назови»
Кто из вас знает, сколько частей в сутках? ( В сутках четыре части)
Назовите, их по порядку.(Предполагаемый ответ ребёнка: утро, день, вечер, ночь).А может кто-то знает сегодня какой день недели? А вчера какой был? А завтра какой наступит? А сколько всего дней недели? Как называется третий день недели? Пятый и т.д. Скажите пожалуйста какая сейчас пора года? А как называется первый месяц зимы? Назовите зимние месяца? Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений. А теперь давайте наведём порядок в календаре природы.(Дети с помощью картинок наводят порядок в календаре природы)
Вот вам еще один лепесток.
Воспитатель: Случай странный, случай редкий
Цифры в соре
Вот те на!
Со своей стоять соседкой, не желает ни одна.
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить.
Игра «Выложи в ряд».(Дети выкладывают числовой ряд от 0-10 ). Воспитатель: Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений,
и за это получаем ещё один лепесток
А вот и следующий конверт с заданием.
Игра «Выложи фигуры»
Воспитатель: Нарисовать посредине листа квадрат. В правом верхнем углу-круг. В левом верхнем прямоугольник. В правом нижнем- треугольник. В левом нижнем углу - овал. Посмотрите друг у друга, правильно ли справились ваши друзья? Помогите своим друзьям. (За это дети получают ещё один лепесток ).
Воспитатель: Тут затем, и задачи ,игры , шутки всё для вас!
Пожелаем вам удачи- за работу, в добрый час!
Под кустами у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать?(4)
Пять ворон на крышу сели
Две ещё к ним прилетели
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?(7)
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад
Посчитать мы вас попросим
Сколько малышей в саду?(8)
Воспитатель: За ваши правильные ответы , вы получаете ещё один лепесток. Давайте их посчитаем(7) Вот мы и навели порядок в королевстве, отыскали все лепестки. Посмотрите, здесь какой-то сундучок. Давайте в него заглянем , что там может быть. (Дети открывают сундучок и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку). Теперь у каждого из вас есть цветик - семицветик вы можете загадать свои желания, а нам пора в детский сад. (Музыка)
Дети закрывают глаза и со словами:
Раз, два покружись
В детском саду окажись
Итог занятия.
Воспитатель: Закончилась наше путешествие в королевство математики. Молодцы, ребята! Я хочу поблагодарить вас за то, что вы были старательными, смелыми, дружными, и внимательными. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какое задание для вас было самое интересное ? Какое задание было самое трудное?
Стук в дверь входит королева математики
Здравствуйте, ребята. Я очень благодарна вам за помощь, все цифры нашли свои места, а геометрические фигуры вспомнили свои имена. В благодарность за вашу помощь я принесла вам по геометрическое печенье, которое вы поделите поровну между собой.
Приключениям конец,
Каждый просто молодец!
Математику любите,
Свои знания копите!
Использованная литература:
1.Учебная программа дошкольного образования 2019 год.
2.Математический калейдоскоп: учеб.-метод.пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И.В.Житко. – 2-е изд., пересм. – Мнск: Нац. ин-т образования, 2012.- 184 с.
3.http://www.praleska-red.by
Воспитатель дошкольного образования Гуринович Г.А.
Міжнародны дзень роднай мовы
План мерапрыемстваў дзяржаўнай установы адукацыі
“Яслі-сад №4 г.Старыя Дарогі”, прысвечаны
Міжнароднаму дню роднай мовы
Мэта: садзейнічанне узнікненню цікавасці да беларускай мовы, фарміраванне камунікатыўных уменняў у розных відах дзейнасці.
№ п/п
|
Тэма мерапрыемства |
Від дзейнасці |
Мэта |
Удзельнікі |
Адказныя |
1 |
Гутарка “21 лютага – Міжнародны дзень роднай мовы” |
Зносіны |
Фарміраван-не цікавасці і станоўчых адносін да нацыяналь-най мовы, жадання авалодаць ёю
|
Выхаванцы другой малодшай, сярэдняй і старшай груп
|
Выхавальні-кі другой малодшай, сярэдняй і старшай груп
|
2 |
Час беларускай літаратуры “Кнігі чытаем – мову вывучаем” |
Мастацкая (мастацка-маўленчая) |
Фарміраван-не цікавасці да твораў беларускай літаратуры і фальклору |
Выхаванцы ўсіх узроставых груп |
Выхавальні-кі ўсіх узроставых груп |
3 |
Экскурсія ў міні-музей дашкольнай установы “Беларуская хатка” |
Пазнаваль-ная практычная |
Пашырэнне ведаў выхаванцаў пра побыт і традыцыі беларускага народа, узбагачэнне слоўніка беларускімі словамі |
Выхаванцы сярэдняй і старшай груп |
Выхавальні-кі сярэдняй і старшай груп |
4 |
Інтэрактыўныя гульні для дарослых “Знаўцы беларускай мовы” |
Метадычная работа |
Павышэнне асабістага ўзроўня валодання беларускай мовай, узбагачэнне актыўнага слоўніка педагогаў |
Выхавальнікі ўсіх узроставых груп |
Намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці |
5 |
Тэатралізацыя: беларуская народная казка “Пшанічны каласок” |
Мастацкая (тэатральна-гульнявая) |
Развіццё беларускага маўлення, выхаванне цікавасці да беларускага слова |
Выхаванцы старэйшай групы |
Выхавальнікі старшай групы |
6 |
Памятка для бацькоў “Далучэнне дашкольнікаў да беларускай мовы” |
Узаемадзеян-не з бацькамі |
Папулярыза-цыя беларускай мовы, нацыяналь-ных традыцый |
Бацькі ўсіх ўзроставых груп |
Выхавальнікі ўсіх узроставых груп |
Намеснік загадчыка па асноўнай дзейнасці подпіс Г.Г.Ждановіч
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива " Коллектив-это мы!"
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Коллектив – это мы!»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- формировать благоприятный психологический климат;
- развивать умения работать в команде;
- сплотить коллектив;
- способствовать осознанию каждым участником своей роли, функции в коллективе;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход тренинга
Педагог-психолог. Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим тренинг на сплочение нашего педагогического коллектива. Связано это с приходом в наш коллектив новых сотрудников.
Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Психологический климат считается благоприятным, если в коллективе:
- преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
- существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам;
- высоко ценят такие черты личности, как честность, трудолюбие и бескорыстие;
- члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности;
- успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Все мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своем коллективе. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Начать наш тренинг я хочу с притчи:
Древняя притча «Веник»
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но сколько он не старался, ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.
Упражнение «Приветствие»
Мы будем передавать по кругу мягкое сердце со словами «Я рада Вас видеть!», а вместе с этими словами отдавать частичку своего тепла, доброты и любви.
Упражнение «Друг к дружке»
Я предлагаю вам поиграть в игру, во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
10- Колено к колену!
11-Мизинец к мизинцу!
12-Друг к дружке.
13- Бедро к бедру!
14 - Ухо к уху!
15- Пятка к пятке!
16 - Друг к дружке.
17- Затылок к затылку!
18 - Локоть к локтю!
19- Кулак к кулаку!
20 - Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки.
Упражнение «Постройтесь по алфавиту» (музыкальное сопровождение)
Участникам выдаются буквы алфавита в разном порядке. Задача состоит том, чтобы в короткий срок построиться в ряд по алфавиту. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Обсуждение:
- Удалось ли группе это сделать?
- Что помогало? Поддерживало?
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Упражнение «Карета» (музыкальное сопровождение)
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (Наводящие вопросы, из чего состоит карета). Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
- крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
- двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
- сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
- седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
- лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
- кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.
Упражнение «Островки» (музыкальное сопровождение)
Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость должны разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
- Что нового узнали о других?
- Что интересное узнали?
Упражнение «Сердце коллектива» (музыкальное сопровождение)
Педагог-психолог. Знаете ли Вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. (Из ватмана вырезано большое сердце). Оно пока неживое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).
И это сердце нашего коллектива. И оно будет биться всегда!
Рефлексия
Педагог-психолог. Какие чувства испытывали при участии в тренинге? Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
Заключение
Педагог-психолог. Наш тренинг подошел к завершению. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого.
Мы - одна команда! КОЛЛЕКТИВ – это МЫ!
Спасибо всем за участие!
Использованные источники
- nsportal.ru
- www.dc153.ru
- www.maam.ru
Педагог- психолог Василевская Н.А
"Я-исследователь"
10 января 2020 года состоялся первый этап открытого фестиваля "Я-исследователь"
Поздравляем
Лапаник Екатерину
с дипломом 1 степени в номинации
"Необычное в обычное"