Скоро в школу. Родителям будущего первоклассника

     В государственном учреждении образования "Детский сад № 4 г. Старые Дороги" в 2024/2025 учебном году функционирует одна группа старшего дошкольного возраста.
     С воспитанниками старшей группы работает воспитатель дошкольного образования:
     Шух Елена Николаевна
     Образование: среднее специальное, первая квалификационная категория;
   

Консультация учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников

Совсем скоро наступит то время, когда ребята впервые переступят порог школы. Это важное событие в жизни ребёнка, серьёзный и, безусловно, непростой с психологической точки зрения, шаг на пути к взрослению. Как облегчить ему адаптационный период и как помочь в начале путешествия в мир знаний? Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям это сделать. 

Для успешного обучения в школе чтению и письму, должны быть сформированы навыки:

  • правильное звукопроизношение (все звуки произносятся корректно, дифференцируются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, схожие по артикуляции звуки);
  • сохранная слоговая структура слов (не «проглатываются» и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав);
  • достаточный лексический уровень (владение тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знание слов – антонимов, синонимов);
  • отсутствие аграмматизмов в речи (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  • развитие связной речи: использование в речи сложных предложений, рассказ по картинкам, пересказ (умение называть действие, описывать предмет; в серии картинок понимать логическую цепочку действий – что сначала, что затем; умение рассказать понравившуюся сказку);
  • запоминание стихов, ритмичных стихов-потешек;
  • развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать карандаш (умение собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы);
  • сформированность понятия право-лево, ведущей руки (умение четко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать левую и правую сторону, верхний правый и левый угол);
  • на слух уметь выделять начальный звук в слове.

В последние годы просматривается тенденция увеличения числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам. Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и обращаются к логопеду, не у всех есть возможность получить квалифицированную логопедическую помощь. Наличие в школе пункта коррекционно-педагогической помощи, целенаправленные занятия с учителем-дефектологом помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным для каждого конкретного обучающегося, не оставить речевую проблему на всю жизнь.При поступлении ребёнка в первый класс зачастую становятся заметными проявления нарушений звукопроизношения, которые могут быть как самостоятельным дефектом, так и составляющими более сложных речевых расстройств. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество, на первый взгляд, совершенно ничем не объяснимых и не мотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились. Это возможно, если им немного помочь. Зачастую в школе эта помощь оказывается учителем-дефектологом в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1. Состояние звукопроизношения. Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.

2. Состояние фонематического слуха. К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н -  слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: «Я знаю 2, 3, 4, 5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о, т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.

3. Словарь и грамматический строй речи. К 6-7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «вспомни слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает), «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много» (кот-коты, окно-окна и т.п.).

4. Состояние связной речи. Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.

5. Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6. Развитие мелкой моторики руки. Дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок рисовать солнышко, дерево, травку, машинку, домик. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, срисовывает геометрические фигуры, вырезает по контуру – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движениями руки. Внимание!  Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.  Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее. При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.  При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе.

свернуть

Анкета для родителей будущих первоклассников

Уважаемые родители!
С целью совершенствования качества образовательного процесса
приглашаем Вас принять участие в анкетировании.

Анкета

свернуть

Родителям будущих первоклассников

Консультация педагога-психолога "Готова ли семья к обучению ребенка в школе?"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКОВ!

     Скоро в вашей жизни случится важное событие: первый раз в первый класс Вы отправите своего ребёнка. А пока впереди несколько чудесных месяцев, которые Вы можете провести с пользой: подготовить ребёнка к школе.
     При переходе из детского сада в школу жизнь ребенка (а следовательно, и Ваша) меняется кардинально.
До этого он был просто ребенком, обычным дошкольником. Многое в его поведении списывалось на то, что он еще маленький, требования к нему были очень относительны. Теперь ваш дошкольник будет Учеником. То есть меняется его статус, а значит, и отношение к нему со стороны окружающих.
     У него полностью изменится окружающая обстановка: групповое пространство сменит класс с партами и учительским столом. И уже нельзя будет пропускать занятия, нужно будет отложить своё «хочу» и делать то, что «надо».
     Школа – это один из самых важных этапов в жизни ребенка. Именно от того, насколько ребёнок готов к школе, зависит его успешность в обучении.

Что же такое готовность к школе?

     Готовность к школе – это не показатель развитости ребёнка, это, в первую очередь, определённый уровень его психофизиологической зрелости.
     Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачки, но не быть готовым к обучению. Готовность к обучению состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент («Ребёнок хочет учиться») и зрелость эмоционально волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития (т.е. «Ребёнок может учиться»).
К 7 годам на первый план у здорового ребёнка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если этого не происходит, у ребёнка появляются трудности в обучении, а неуспехи ослабляют интерес к учёбе, труднее и длительнее проходит адаптация к школе.
     А зрелость эмоционально-волевой сферы – это и значит, что ребёнку нужно действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им, как необходимым. Весь школьный режим – это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям детей.
     Успешность адаптации к школе напрямую связана с самостоятельностью ребёнка. Поэтому постарайтесь дать ребёнку возможность стать более самостоятельным уже теперь.
     Прежде чем учить ребёнка бегло читать, научите его слушать и рассказывать, научите рассуждать.

     Узнайте, хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Обратитесь к нему, например, с таким вопросом: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами»:
     1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
     2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
     3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
     4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
     5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
     6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
     7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
     8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
     9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
     10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
     И если вы будете видеть, что ребёнку интересна школа не только из-за новых друзей и обстановки, то беспокоиться вам не о чем.
     Узнайте, что он знает о школе, чтобы школьные правила для него не были неожиданностью. Спросите его:
     1. Как обращаются к учительнице?
     2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
     3. Что сказать, если нужно выйти в туалет?
     4. Что такое урок?
     5. Как узнают, что время начинать урок?
     6. Что такое перемена?
     7. Для чего нужна перемена?
     8. Как называется стол, за которым дети пишут?
     9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
     10. Что такое отметка?
     11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
     12. Что такое школьный дневник?
     13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
     14. Что такое каникулы?
     Если ребёнку трудно отвечать на эти вопросы, поиграйте в ту же игру, придумав новые вопросы, дайте ему шанс побыть учителем, пусть он задаст вам интересующие его вопросы.
     Ребёнка считают не готовым к школьному обучению, если он:
     - настроен исключительно на игру,
     - недостаточно самостоятелен,
     - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем,
     - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию,
     - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов,
     - имеет серьёзные нарушения речевого развития,
     - не умеет и не хочет общаться со сверстниками,
     - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
     Вот, ориентировочно, что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе:
     1. Фамилию, имя свое и родителей.
     2. Свой возраст (желательно дату рождения).
     3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет.
     4. Ориентироваться во времени, знать дни недели, месяцы, (их количество, последовательность), времена года, основные приметы каждого времени года.
     5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира. На их основе классифицировать предметы по следующим категориям: домашние и дикие животные; птицы, насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь и головные уборы; посуда, мебель. Уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое.
     6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
     7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
     8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т. д.).
     9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).
     10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи явлений.
     11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
     12. Уметь действовать по образцу, выполнить действие, нарисовать, написать по предложенному образцу.
     13. Знать все цифры, уметь посчитать до 20 в прямом и обратном порядке.
     Это далеко не исчерпывающий список умений для будущего первоклассника. И, конечно, не только к ориентировке в этих знаниях и умениях сводится такое сложное психофизиологическое понятие как готовность ребенка к обучению в школе.
     А чтобы легче было справиться с трудностями, воспользуйтесь некоторыми рекомендациями:
     1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и, конечно: «купим красивый портфель, форму и т.д.»).
     2. Приучайте ребёнка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
     3. Играйте с ними в школу, обязательно со сменой ролей.
     4. Играйте в игры по правилам и учите ребёнка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
     5. Читайте ребёнку сказки и рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом. Не лишним будет выучить пару стихов.
     6. Задавайте им открытые вопросы, стимулируйте фантазировать – это развивает воображение и речь. Сочиняйте сказки, придумывайте рифмы, решайте кроссворды и ребусы.
     7. Обратите внимание на мелкую моторику, ведь первый класс – это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики. Делайте ежедневный массаж пальчиков и руки в целом.
     8. Позаботьтесь о летнем отдыхе, укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологическую нагрузку.
     И напоследок, пожалуй, самый главный совет для родителей: будьте интуитивными и активными родителями, интересуйтесь всем, чем живет ваш малыш, развивайте его, любите и заботьтесь о его настоящем для его будущего. Не будьте безучастными к судьбе вашего ребенка и стремитесь не подменять свое внимание и роль в его жизни всевозможными современными гаджетами или другими людьми.
Счастливого детства вашим детям и счастливого родительства вам, дорогие взрослые!

     Использованные источники
     1. Белова, Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) Дошкольное воспитание - №8 // Е. Белова - Москва, 1994.
     2. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание - №8 / Л. Венгер – Москва, 1995.
     3. Нижегородцева, Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
     4. https://psychologies.today/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole

     Педагог-психолог: Василевская Наталья Анатольевна

 

свернуть

Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

1. Начните "забывать" о том, что ваш ребёнок маленький.

2. Определите общие интересы.

3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.

5. Научите ребёнка делится своими проблемами.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком.

7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.

свернуть
Меню раздела