Профилактика насилия

Обращаем внимание, что продолжает функционировать Республиканский центр психологической помощи (далее – Центр), основной деятельностью которого является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально­педагогической поддержки участников образовательного процесса в кризисных ситуациях.

В Центре работает современный многостраничный интернет­сайт (https://rcpp.by). Сайт содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для законных представителей воспитанников и педагогических работников.

На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его законным представителям и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.

Нормативные правовые документы

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 ноября 1993 г. № 2570-XII О правах ребенка

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

Алгоритм взаимодействия по обмену учету и исполнению информации о фактах домашнего насилия 

Инструкция о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, утвержденная Министром образования Республики Беларусь 23.08.2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2022 г. № 490 О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2024 г. № 1055 О признании детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 мая 2024 г. № 154 О форме регистрационной (корректирующей) карточки

свернуть

Экстренная психологическая помощь «Телефон доверия» в Беларуси

31.01.2022

Экстренная психологическая помощь
«Телефон доверия» в Беларуси

Экстренная психологическая помощь по телефону«Телефон доверия» осуществляется высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии.

АНОНИМНО!

БЕСПЛАТНО!

ПОЗВОНИТЕ, ВАМ ПОМОГУТ!

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь: Минская область. Номера телефонов доверия с кодом: 80172 702401, 8029 8990401. Время работы - круглосуточно. 

Республиканская детская телефонная линия: 8-801-100-1611. Время работы - круглосуточно. 

Источник:«Городская клиническая больница скорой медицинской помощи»

свернуть

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300 1006

Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь.

РЦПП ведёт свою деятельность в двух основных направлениях:

  1. Информационно-методическая поддержка по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса:
  • организация и проведение циклов обучающих семинаров-практикумов для региональных специалистов-психологов и социальных педагогов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • исследования по проблемам школьного насилия (буллинг, моббинг, кибербуллинг), суицидального поведения;
  • разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;
  • проведение конференций по проблемам кризисной психологии.
  1. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях:
  • организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;
  • экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;
  • организация и проведение циклов обучающих практикумов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса;
  • организация республиканской системы супервизии для специалистов системы образования.

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП также будет координировать республиканскую сеть психологической помощи, призванную своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах.

Адрес: г. Минск, ул. Чюрлёниса, 3

E-mail: rcpp@bspu.by

Соцсети:Facebook Instagram VK

свернуть

Организации, оказывающие помощь пострадавшим от домашнего насилия

Как уберечь детей от насилия

«Профилактика домашнего насилия»

Памятка для родителей «Дом без насилия»

Ребенок — это человек. Маленький человек нуждается не в окрике и наказаниях, а в поддержке и мудром совете родителей. Не в жестокости и зле, а в доброте, заботе и любви. Часто наши самые близкие люди получают меньше всего любви.

Дети не могут защитить себя от физического насилия и психологического давления взрослых. Они учатся у нас поведению и манерам общения. Если мы кричим, они будут кричать. Если мы грубы, они будут грубы. Если мы жестоки, они будут жестоки. Ребенок, выросший в атмосфере бесправия, не будет уважать права других людей. Доброе поведение наших детей рождается только из добра. Удивительно, но ненасилие способствует гармоничному развитию ребенка гораздо больше, чем жестокость.

Наши агрессивные действия по отношению к детям могут быть вызваны не только их проступками, но и нашей усталостью, раздражением или неудачами. Гнев, направленный на ребенка, не учит его ничему хорошему, а только унижает и оскорбляет.

Физическое наказание детей — это наивный способ добиться послушания. Жестокость «воспитывает» фальшь и обман, притупляет нормальное развитие ребенка. Наказание не учит ребенка добру, а вызывает у него страх, обиду, агрессию и потерю самооценки.

Жестокость часто приводит к тому, что дети перестают различать добро и зло, теряют способность к здравому рассуждению и начинают ненавидеть себя и окружающих. Она также вызывает задержку психического и социального развития.

Важно не допустить, чтобы побои и наказания стали кошмаром для ребенка и его родителей. Из любого кошмара есть выход. Первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Лучше, если это будет взрослый. Воспитывать детей — непростое дело. Но из любой трудной ситуации можно выйти без унижения человеческого достоинства. Главное — не применять насилие и оскорбления.

Чтобы избежать ситуаций, когда нужно применять наказание, или предотвратить их, следуйте этим рекомендациям:

1. Слушайте своего ребенка, старайтесь понять его проблему. Не обязательно соглашаться с ним, но внимание поможет ему почувствовать свою значимость.

2. Привлекайте ребенка к принятию решений и дайте ему право выбирать. Он охотнее подчиняется правилам, которые устанавливал сам.

3. Предупреждайте ситуации, которые могут привести к неправильному поведению ребенка.

4. Давайте ребенку возможность отдохнуть и переключиться на другую деятельность.

5. Объясняйте ребенку свои требования четко и ясно. Будьте терпеливы, если он что-то не понял или забыл.

6. Не требуйте от ребенка слишком многого. Давайте ему время освоить ваши требования.

7. Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

8. Остановитесь и подумайте, почему ребенок ведет себя неправильно. Что вы можете сделать, чтобы помочь ему?

9. Поддержите ребенка в трудной ситуации. Покажите, что вы на его стороне.

Желаем успехов в воспитании детей! Пусть главным методом будет ненасилие.

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время становятся глобальной проблемой. Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей-социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессогенных ситуаций в условиях кризисных явлений в государстве, ослаблением института семьи и других факторов не может не отразиться на прежде всего психическом здоровье подрастающего поколения, зачастую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых. 

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 %  жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной   сфере.   Это   не   только   наносит   непоправимый   вред   здоровью   ребенка, травмирует   его   психику,   тормозит   развитие   его   личности,   но   и   формирует   социально - дезадаптивных,  инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2,5 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
  • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
  • В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Тема жестокого обращения с детьми, в частности дошкольного возраста, на сегодняшний день, к сожалению, является очень актуальной. Это во многом связано с недостаточной осведомленностью родителей с основными видами  жестокого обращения. Практика показывает, что чаще всего жестокость ассоциируется с нанесением телесных, видимых повреждений. Только в ходе беседы, с рассмотрением конкретных примеров, родители приходят к выводу, что некоторые стороны детско-родительских отношений могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка, что в свою очередь входит в понятие жестокого обращения с детьми.   

Социальные ролики "Жестокое обращение с детьми"

https://youtu.be/_6H_Ptsmvzw

https://youtu.be/pz3Je8icvAI

https://youtu.be/idOLgBJAel0

свернуть

Детство БЕЗ жестокости и насилия!

В Беларуси, как и во всем мире, дети ежедневно сталкиваются с жестоким обращением и насилием дома, в школе, в других общественных учреждениях и на улице, однако эта проблема остается невидимой для общества. Дети, как и взрослые, имеют основополагающие права на уважение их физической неприкосновенности и человеческого достоинства, а также на равную защиту со стороны закона.

Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому и (или) психическому здоровью ребёнка.

Виды насилия

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.

Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколения в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли Вам, родителям такая помощь???

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психологическое (эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; психический травматизм чаще всего вызван сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви. Жестокость создает основу для хронического психологического и психического расстройства. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны.  

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

Таким образом, в каждой 4 семье имеют место факты насилия. Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.

Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Часто учитель при правильном спокойном общении с детьми не может добиться положительных результатов, исчерпав все педагогические приемы, учитель вынужден повысить голос. И что самое интересное – дети сразу обращают внимание на все, что говорит учитель и беспрекословно выполняют предложенное. Настораживает педагогов то, что подобный тон учителя не вызывает у детей чувства настороженности, оскорбленности.

Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни жертвы. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх; возмущение, протест; обиду, чувство оскорбленности, жажду мети и компенсации; разрушение «нравственных тормозов»; стремление к обману, изворотливость; потерю способности к здравому рассуждению; ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»; агрессивное поведение; снижение самооценки; ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше.

Да, дети не всегда ведут себя как «белые и пушистые ангелочки», и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.

ПОМНИТЕ:

Ребенок имеет право на жизнь без НАСИЛИЯ!

свернуть

Линия доверия

Меню раздела