Развиваем речь дошкольника

Проблемы с речью могут проявляться в любом возрасте и иметь множество причин. Они могут включать неправильное произношение звуков, нарушения звуко-слоговой структуры слов, ограниченный словарный запас, а также трудности в составлении предложений и связных высказываний.

В этом разделе мы поделимся с вами полезными советами о том, как помочь дошкольникам развить речь, улучшить произношение и расширить словарный запас.

Не откладывайте развитие речи вашего ребёнка на потом — начните уже сегодня!

Консультация учителя-дефектолога

«Всестороннее развитие нормативной речи дошкольника»

В каждой семье, где есть маленький ребёнок, родители задаются вопросом, как обеспечить гармоничное развитие своего малыша в дошкольном возрасте, включая развитие речи.

Первые годы жизни ребёнка — это время, когда закладываются основы для развития речи. В этот период активно развивается головной мозг и совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить возможные отклонения от нормы в развитии речи и вовремя оказать ребёнку коррекционную помощь, чтобы предотвратить развитие серьёзных патологий.

Развитие речи начинается с самого рождения. Родители играют ключевую роль в формировании навыков правильной речи у ребёнка. Всё, что они делают для общего и речевого развития своего малыша, имеет большое значение для его будущей жизни.

Ребёнка нужно учить говорить, прежде всего, своим примером. Важно, чтобы он слышал правильную и чёткую речь. Желательно, чтобы родители разговаривали с ребёнком на одном языке.

Особенно важно, чтобы язык, который ребёнок слышит в раннем и младшем возрасте, был для него родным. Это наиболее благоприятный период для развития речи.

Артикуляционная гимнастика — это важный шаг на пути к правильной речи.

Одной из причин нарушений звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого нёба.

Если эти органы малоподвижны, это может привести к нечеткому, гнусавому, шепелявому или смазанному произношению звуков.

Цель артикуляционной гимнастики — развивать подвижность органов речевого аппарата и отрабатывать правильные движения, необходимые для чёткого произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, уделяя ей от 5 до 15 минут в зависимости от возраста ребёнка. Не стоит перегружать ребёнка и требовать от него выполнения всех упражнений за одно занятие. Вы можете ознакомиться с комплексами артикуляционной гимнастики, перейдя по следующей ссылке, и выполнять их вместе с ребёнком. 

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/artikulyaczionnaya_gimnastika_kompleksyi_uprazhnenij/

Каждый ребёнок уникален, и его речевое развитие может отличаться от других детей. Некоторые дети в возрасте 4–5 лет уже чётко произносят все звуки, а у других могут быть проблемы с произношением большинства звуков.

Ниже приведена таблица, которая показывает, как дети обычно усваивают звуки речи в разном возрасте.

Возраст ребёнка Звуки языка
От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й
От 3 до 4 лет С, З, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р

 

Чтобы научить ребёнка говорить правильно, нужно начинать с самого начала. Это касается не только речи, но и всего развития ребёнка.

К полутора годам у ребёнка может быть словарный запас из двухсот слов. Обычно эти слова произносятся с некоторыми искажениями из-за того, что ребёнок ещё не полностью владеет своим речевым аппаратом.

Как же родители могут помочь ребёнку научиться говорить правильно?

  1. Начинать с самого начала. Это касается не только ребёнка, но и родителей.

  2. Играть с интонацией. В начале ребёнок может понимать только разницу в интонации, поэтому нужно чаще менять её, чтобы привлечь внимание ребёнка к своему языку.

  3. Пустышка — враг правильной речи. Это подтверждают многочисленные исследования, проведённые специалистами. Пустышки могут привести к неправильному прикусу, что затрудняет артикуляцию и задержку речевого развития.

  4. Обращение по имени и зрительный контакт. Важно обращаться к ребёнку по имени и смотреть ему в глаза, чтобы он понимал, что обращаются к нему.

  5. Использование жестов. Жесты помогают ребёнку понять слова и действия. Со временем он начнёт ассоциировать их со словами.

  6. Развитие привычки у окружающих комментировать всё, что происходит. Важно говорить с ребёнком, даже если он ещё не понимает слов.

  7. Тренировка мышц. Для этого можно купить ребёнку свисток, дудочку или губную гармошку. Также можно заниматься артикуляционной гимнастикой.

  8. Использование высокого голоса. Дети лучше реагируют на высокий голос.

  9. Говорить медленно и повторять слова. Если говорить быстро и непонятно, ребёнок может не понять смысл слов и неправильно их произносить.

  10. Правильное произнесение слов взрослыми. Родители должны говорить чётко и правильно, чтобы ребёнок мог их понять.

  11. Упрощение слов и предложений. Важно использовать общепринятые слова и не придумывать свои.

  12. Не увлекаться искажением слов. Родители должны использовать правильную форму слов, а не ту, которую придумал ребёнок.

  13. Не упрощать слова и предложения. Важно использовать правильные слова и не искажать их.

  14. Обогащать словарный запас ребёнка можно постепенно, добавляя новые слова, уточнения и детали. Например, можно начать с фразы «Аня держит котёнка», а затем перейти к более подробному описанию: «Аня держит милого пушистого котёнка».

  15. Чтение — один из эффективных способов расширения словарного запаса. Исследования показали, что дети, родители которых регулярно читали им сказки, стихи и короткие рассказы, имеют более богатый словарный запас, чем дети, чьи родители не уделяли чтению столько внимания.

  16. Связывание картинок с реальными предметами — ещё один способ обогащения словарного запаса. Показывая ребёнку картинку из книги, можно найти в реальной жизни предмет, который на ней изображён, и обратить внимание ребёнка на сходство.

  17. Сюжетно-ролевые игры — это отличный способ развития речи и воображения. Сначала можно играть с простыми игрушками, например, с телефоном. Ребёнок может звонить маме, папе, брату или сестре, говорить «алло» и спрашивать, как у них дела. Затем можно разыгрывать сказки, придумывать свои сюжеты, используя предметы быта и игрушки.

  18. Активные игры с использованием потешек и песенок помогают развивать не только речь, но и физические и музыкальные способности ребёнка.

  19. Важно исключить посторонние звуки во время общения с ребёнком. Телевизор и другие источники шума могут отвлекать ребёнка и мешать ему сосредоточиться на разговоре.

Не стоит перегружать ребёнка. У детей с нарушениями речи часто страдают и другие психические процессы. Поэтому во время занятий нужно давать ребёнку достаточно времени на размышления, но не перегружать его. Не стоит торопить его с ответом, лучше повторить задание и только после нескольких неудачных попыток подсказать направление поиска решения.

Не стоит упрекать ребёнка, если у него что-то не получается. У малышей, особенно на начальных этапах, могут возникать трудности во время выполнения заданий. Не стоит акцентировать на этом внимание.

Каждый ребёнок уникален, и его развитие происходит по своим законам. Не стоит сравнивать своего ребёнка со сверстниками, которые могут опережать его в развитии.

Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребёнка — сделать так, чтобы ему было интересно и комфортно!

Развитие мелкой моторики и овладение языком — это взаимосвязанные процессы. Центр координации движений пальцев рук и языковой центр расположены так близко, что активное развитие одного приводит к активному развитию другого. Поэтому важно стимулировать тактильные ощущения ребёнка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застёгивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка — всё это способствует развитию речи.

Терпение и внимание к ребёнку, время, проведённое за чтением и развивающими играми, не только помогают научить ребёнка правильно говорить, но и дают ему возможность успешно адаптироваться в обществе.

свернуть

Консультация учителя-дефектолога

«Как развивать речь детей дошкольного возраста в домашних условиях?»   

   Часто во время комплексного обследования родители задают вопрос: « Как развивать речь ребенка дошкольного возраста дома?»

   Внимание ребенка устойчиво в течение 7-10 минут, за это время можно почитать с малышом книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное время ребенок будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

   После двух лет дети любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, отвечайте просто, понятно, не перегружая ответ непонятными словами. Объясняйте, например: хлебница-это посуда для хлеба. Называйте детям слова-обобщения: « посуда», «одежда», «мебель», «обувь». Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы: « Доченька, сложи свою одежду аккуратно», «Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери». В лесу, в парке обращайте внимание на цветы, деревья, птиц, насекомых:

  • названия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина;
  • названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, тюльпан незабудка;
  • названия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей;
  • названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж.

   За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: красное или зеленое.

  Трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Позаботьтесь о том, чтобы дети знали слова «круг», «овал» и понимали, что эти слова обозначают. Отмечайте, что такие предметы как часы, солнце, луна- круглые, а кубики, коробка- квадратные, лимон, слива- овальные. В речи ваших детей уже есть слова «большой», «маленький», познакомьте со словами «широкий», «узкий», «длинный», « короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш и т.д.

   В быту легко познакомить детей с прилагательными: холодное мороженое, холодная вода; горячая каша, горячий суп. Чаще употребляйте эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

   Существуют также тексты. Содержащие неправильные действия «небывальщины». Ошибки в них заключены в неправильном употреблении глаголов; эти тексты – отличное средство для развития слухового внимания, мышления, воспитания чувства юмора.

   В пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, высоко, низко, справа, слева. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Формировать пространственные представления у ребенка надо начинать рано, когда ребенок только научится ходить. А в возрасте после двух лет пора такие слова вводить в активную речь, для этого лучше проводить подвижные игры с построениями, когда детей нужно расположить в пространстве относительно друг друга: « Саша встань рядом с Олей, а Артем с Юлей - позади них». Игры на соединение движений с речью также хорошо влияют на развитие ребенка и развитие координации движений.

Литература по теме:

  • Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей  3 – 5 лет.  – М., 2012
  • Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи. – М., 2012
  • Трифонова Е. В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования// Детский сад от А до Я. – 2015. - №5. – С. 4-24.
свернуть

Охрана голоса детей

ПАМЯТКА
развернуть

Логопедические игры с мамой

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (гуление, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  • Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
  • Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Покажите правильное выполнение упражнения.
  • Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  • Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

 

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова

Диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Крутить шарик лакательными движениями языка.

Язык – «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

 

Упражнения с ложкой

Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбке. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

 

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол». Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка». Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Свеча». Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Можно усложнить, выстроив ряд свечей (5-7 штук), попросив ребенка подуть на первую сильно, что бы она потухла, а на вторую слабо, что бы пламя продолжило гореть, на третью сильно, на четвертую слабо и т.д.

«Фокус» («Снежинка на носу»). Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: на кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом). Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижмите чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

 

Литература:

«Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» Издательство:Карапуз,  2003.

Костыгина В. «Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз,2007.

Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» Издательство: Каро, 2006.

свернуть

Консультация для родителей «Контроль за поставленными звуками»

Меню раздела