ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Настоящая учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания (далее – учебная программа) является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды учебной деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание настоящей учебной программы разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Целью реализации содержания настоящей учебной программы является разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования.
3. Задачи реализации настоящей учебной программы:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка;
формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
обеспечение преемственности между дошкольным образованием и І ступенью общего среднего образования.
4. Содержание настоящей учебной программы основано на результатах современных научных исследований в области детского развития, признании самоценности детства и рассмотрении деятельности как движущей силы психического развития ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), реализуется в видах деятельности, способствующих зарождению и становлению у воспитанника психических новообразований, субъектной позиции и самовыражению ребенка в деятельности, и основано на следующих принципах:
принцип амплификации развития (А. В. Запорожец), предполагающий расширение возможностей развития психики ребенка за счет максимального формирования всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только его интеллектуальное, но и личностное развитие;
онтогенетический принцип, ориентирующий на учет закономерностей формирования интеллекта, эмоций, форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе;
принцип учета ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой происходят важнейшие изменения в отдельных психических процессах;
развивается личность ребенка в целом; зарождаются новые формы деятельности;
принцип целостности и системности, отражающий тесную взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований;
принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка, обращенный к организации и управлению его деятельностью с учетом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослым;
принцип интеграции, обусловливающий органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей настоящей учебной программы, так и с другими образовательными областями, что обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных ему видов деятельности, позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных, развивающих и воспитательных задач;
принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе познания многообразия культур и их взаимосвязи, воспитание уважительного отношения к культурным различиям, развитие умения взаимодействовать с представителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
принцип преемственности, отражающий преемственные связи как между уровнем дошкольного образования и І ступенью общего среднего образования, так и в содержании образовательных областей настоящей учебной программы на основе поступательного развития воспитанников, которое обеспечивается усложнением задач, степенью проявления самостоятельности детей и включением в различные виды детской деятельности.
5. В структуру настоящей учебной программы входят пояснительная записка, характеристика физического и психического развития ребенка, содержание дошкольного образования.
В разделе «Характеристика физического и психического развития ребенка» представлены подробные описания физического и психического развития детей от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет, в которых выделен ведущий вид деятельности, отражена сущность формирования психических познавательных процессов и способов познания, раскрыта динамика развития ребенка в условиях разнообразных видов деятельности, представлен примерный
распорядок дня.
Настоящая учебная программа является комплексной, и ее содержание изложено с учетом основных направлений развития воспитанника: физическое, социальнонравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое, которые реализуются посредством содержания образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Подготовка к обучению грамоте», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».
6. Содержание в образовательных областях представлено по годам жизни ребенка: от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет с учетом значимости каждого периода жизни в его развитии, скорости и интенсивности ежегодных психических новообразований в познавательной, физической, социальнонравственной, эстетической и эмоциональной сферах.
Направление «Физическое развитие» включает содержание, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие детей и предусматривает формирование культуры здоровья (первичных ценностных представлений о здоровье, здоровом образе жизни человека), физической культуры ребенка (формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и личностных качеств, воспитание потребности в физическом совершенствовании).
Направление «Социально-нравственное и личностное развитие» предполагает формирование у ребенка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Направление «Познавательное развитие» предусматривает обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; освоение элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умение устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире; воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.
Направление «Речевое развитие» обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог – как универсальная форма речевого общения.
Направление «Эстетическое развитие» предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.
В содержании настоящей учебной программы заложен воспитывающий, развивающий, обучающий, творческий потенциал, обеспечивающий воспитанникам социальную успешность, развитие общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству, готовность к успешному переходу на следующий уровень образования. В основу построения содержания образовательных областей положена реализация линейного и концентрического принципов, отражающих как количественный рост детских представлений и приращение умений и навыков, так и их повторение, постепенное углубление, совершенствование и качественное изменение. Преобладание того или иного принципа обусловливается содержанием образовательных областей, а также возрастными возможностями развития воспитанников, дидактическими закономерностями формирования у них системы представлений, умений и навыков. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками являются лишь средством развития воспитанников, а не самоцелью дошкольного образования.
В каждой образовательной области сформулирована общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам и задает конечную результативность, а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей цели отнесены к возрастным группам воспитанников.
Планируемые результаты освоения воспитанником образовательной программы дошкольного образования представлены в образовательном стандарте дошкольного образования.
7. Предлагаемое содержание настоящей учебной программы также включает формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Рекомендуемые методы (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские и др.) отличаются многообразием и отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.
8. Реализация содержания настоящей учебной программы осуществляется в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.
Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Игровые ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения взрослого с воспитанниками. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться иные: экскурсия, наблюдение, дежурство, образовательная ситуация и др.
Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности включают:
организованную физкультурно-оздоровительную деятельность: утренняя гимнастика (ежедневно, начиная с группы второго раннего возраста), занятия по образовательной области «Физическая культура», индивидуально-дифференцированные занятия с детьми, подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно), физкультурный досуг один-два раза в месяц во второй младшей группе, два раза в месяц в средней и старшей группах, физкультурный праздник – четыре раза в год в средней и старшей группах, день здоровья – четыре раза в год в средней и старшей группах;
самостоятельную двигательную деятельность: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке;
совместную физкультурно-оздоровительную работу учреждения дошкольного образования и семьи.
Формы организации музыкальной деятельности:
в первой младшей группе – праздник планируется один раз в год по тематике «Новый год»; развлечения – один раз в две недели;
во второй младшей группе проводятся праздники два раза в год по тематике «Новый год», «Мамин день (День женщин)»; развлечения – один раз в две недели (два раза в месяц);
в средней группе проводятся праздники пять раз в год по тематике «Новый год», «Мамин день (День женщин)», «День Победы», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда»; развлечения разных видов – один раз в две недели (два раза в месяц);
в старшей группе праздники проводятся восемь раз в год по тематике: «Новый год», «Мамин день (День женщин)», «Выпуск в школу», «День Победы», «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь», «День Независимости Республики Беларусь (День Республики)», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда»; развлечения – один раз в две недели (два раза в месяц).
В дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, Праздник труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), а в случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, – в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня, проводятся торжественные мероприятия с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования (на площадке с установленным флагштоком).
9. Количество учебных часов, отведенных на изучение образовательных областей по группам воспитанников в специально организованной деятельности, представлено в типовом учебном плане дошкольного образования.
