Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
Как начинать готовить ребенка к школе? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки подобных вопросов волнуют многих родителей. Единого рецепта для всех быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого - учить, по минуточкам седеть и внимательно работать. Однако ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения, чему вы научите ребенка, а главное - чему он научиться в раннем детстве сам, о платится сторицей. Одни родители считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с 3-х лет, другие - за год до поступления в школу. Мы склонны считать, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют это, дать - возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к новому.
Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Попробую «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от этого решить чему и как учить до школы:
•чрезмерная игривость;
•недостаточная самостоятельность;
•гиперактивность, бесконтрольность поведения;
•неумение общаться со сверстниками;
•трудность установления контакта с незнакомыми взрослыми;
•неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;
•низкий уровень знания об окружающем мире;
•неумение сделать обобщение и классификацию предметов, выделить их сходство и различие;
•плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации;
• недостаточное развитие произвольной памяти;
•задержка речевого развития (это может быть и не правильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои
мысли).
Не все родители считают, что подготовка к школе - их забота. Многие стремятся перепоручить все воспитателям детского сада. Другие думают, что все пройдет само собой - «вырастит - научится». Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке к школе.
Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка знание об окружающем мире, предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные занятия. Вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты - кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, в огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвет. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец, вымоет и отведает их вкус.
Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания, там изображены фрукты, цветы, птицы, домашние и дикие животные, что можно использовать не только для раскрашивания, но и для упражнений по классификации предметов, выделению сходства и различия.
Все дети любознательны, и их потребность в новом следует развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы, лисичку, сыроежку, мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем различия, какие съедобные, а какие нет. Можно рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.
Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода дидактические развивающие игры.