Родителям будущих первоклассников

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Проверьте, готов ли ребёнок к первому классу!

БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Яндекс.Метрика

Перечень нормативных правовых документов по обеспечению преемственности дошкольного и 1 ступенью общего среднего образования

Родителям можно посоветовать

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

свернуть

"Как можно улучшить память?"

Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.

Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?»«Какого цвета на ней было платье?» и т. д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.

Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.

Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.

С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка :

жирную рыбу,

бананы,

грецкие орехи,

морковь,

шпинат,

брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

 

свернуть

Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

 

 

свернуть

"12 советов родителям будущих первоклассников"

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.

   В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. 

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

  Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

 Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

 

  1. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

 Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, ФИО родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

 

3.Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

 Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, уважаемые родители).

 Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

  1. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дите этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…». В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

Например, девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

 

  1. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

 Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

 Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

 Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

 Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

  1. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

 Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

  1. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войте в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

  1. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

 Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке почти также естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда – то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

 

  1. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

 Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

 Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

  1. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.

 Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи  и учитывать их в повседневной жизни.

 

  1. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

  Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

  Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

  Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок и выключить свет в ванной.

  Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова – надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

  Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

 

  1. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

 Обращайте внимание ребенка на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

 Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое…

 Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

 Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

 Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

свернуть

Консультация "Как подготовить ребенка к школе и развить его способности"

          Как подготовить ребенка к школе и развить его способности Подготовка к школе - серьезная и трудная задача. От ее решения во многом зависит желание и готовность ребенка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Предлагаем несколько полезных практических рекомендаций. • Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребенка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям нужно много беседовать с ребенком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потекши, песенки), максимально пере давая эмоцию, умело интонируя, передовая эмоцию. В этом случае ребенок не только будет чувствовать себя более уверено, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется на развитие мышления и других психических функций. Постепенно усложняйте произведения. • Обязательно обсуждайте читаемое с ребенком произведение. Весьма распространенной ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребенку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш еще не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребенку неизвестны реалии быта, описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребенка понимает ли он значение того или иного слова. Во вторых, ребенок может сделать из прочитанного неправильный вывод. • Тщательно отбирайте художественные произведения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности. Важно самому прочитать произведение, подумать, все ли ребенку будет понятно, чему оно учит. • Сами читайте художественную литературу, в том числе и современных белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение. • Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умение работать с информацией, классификацией, структурированием. • Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет. • Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, что бы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то неприятно, чувствовал поддержку со стороны взрослых, готовность ему помочь. • Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, для него это слишком сложно. Так возникший у ребенка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности. • Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление ее отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность. • Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животных и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Например, тема «Часы»: модели чесов, изображение видов часов (песочные, солнечные, цветочные, водяные), история часов, игра «Который час», пословицы, загадки, рассказы и сказки о часах и времени. • Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудач, а желание проявить свои творческие способности. • Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка, подвижные игры, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные), занятия танцами, посещение спортивных секций. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования. • Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведению. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а так же мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. • Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. • Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, занятия спортом. Желаем успехов!

 

свернуть

Консультация "Чему и как учить до школы"

 

 Как начинать готовить ребенка к школе? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки подобных вопросов волнуют многих родителей. Единого рецепта для всех быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого - учить, по минуточкам седеть и внимательно работать. Однако ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения, чему вы научите ребенка, а главное - чему он научиться в раннем детстве сам, о платится сторицей. Одни родители считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с 3-х лет, другие - за год до поступления в школу. Мы склонны считать, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют это, дать - возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к новому.

Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Попробую «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от этого решить чему и как учить до школы:

•чрезмерная игривость;

•недостаточная самостоятельность;

•гиперактивность, бесконтрольность поведения;

•неумение общаться со сверстниками;

•трудность установления контакта с незнакомыми взрослыми;

•неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;

•низкий уровень знания об окружающем мире;

•неумение сделать обобщение и классификацию предметов, выделить их сходство и различие;

•плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации;

•  недостаточное развитие произвольной памяти;

•задержка речевого развития (это может быть и не правильное

произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои

мысли).

Не все родители считают, что подготовка к школе - их забота. Многие стремятся перепоручить все воспитателям детского сада. Другие думают, что все пройдет само собой - «вырастит - научится». Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке к школе.

Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка знание об окружающем мире, предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные занятия. Вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты - кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, в огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвет. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец, вымоет и отведает их вкус.

Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания, там изображены фрукты, цветы, птицы, домашние и дикие животные, что можно использовать не только для раскрашивания, но и для упражнений по классификации предметов, выделению сходства и различия.

Все дети любознательны, и их потребность в новом следует развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы, лисичку, сыроежку, мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем различия, какие съедобные, а какие нет. Можно рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.

Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода дидактические развивающие игры.

 

свернуть

Консультация "Здоровье будущего первоклассника"

Постарайтесь перед школой пройти полное обследование здоровья ребенка, сделать все надлежащие профилактические прививки. Примите все возможные меры по устранению и предупреждению различных заболеваний. Ваш ребенок начинает трудиться, и он должен будет преодолевать различные нагрузки своим еще не совсем сформировавшимся организмом.

Особенно тяжелым для ребенка будет первый месяц обучения. Поэтому,  родителям желательно взять отпуск, чтобы помочь ему освоиться с новым видом деятельности. Это очень важно! Первокласснику придется ежедневно вставать в 7 часов утра (если он не ходил в детский сад, ему тем более трудно будет так рано вставать, за лето надо научиться). Также надо уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, причесываться. Хорошо, если ребенок будет делать зарядку. Обязательно надо позавтракать и взять перекусить что-нибудь с собой. После уроков лучше медленно пройтись до дома и расспросить у ребенка, что нового он узнал в школе, что запомнил.

Адаптация к школе происходит примерно в течение первого полугодия. Следовательно, важное значение приобретает режим учебной деятельности и режим дня школьника. Соблюдение режима дня ведет к укреплению здоровья. Необходимо помнить о том, что сон ребенка должен длиться не менее 10 часов, некоторым детям необходим даже более длительный сон. Следовательно, школьник этого возраста должен ложиться спать в 20 часов 30 минут, можно даже раньше, исходя из особенностей ребенка, но не позднее 21 часа. Желательно, чтобы присутствовал и дневной сон. Он помогает восстановить силы после пребывания в школе. Примерное время сна — с 14–15 до 16 часов. Не надо забывать о прогулках на свежем воздухе и о времени, когда ребенок может заниматься любимым делом.

В течение дня организм ребенка проходит стадии подъема и спада работоспособности. Пики подъема приходятся на утренние часы, приблизительно на 9–10 часов, и послеобеденные, примерно с 16–17 часов. Поэтому надо учитывать это время при подготовке домашнего задания. Хотя в первом классе домашнее задание не задается, в дальнейшем эти советы вам пригодятся. Необходимо также ограничить время для выполнения домашнего задания 1–1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Чтобы подготовка домашнего задания проходила успешно, необходимо заранее подготовить уголок школьника.

Младший школьный возраст — сложный период в жизни ребенка. Это время роста и совершенствования всех систем детского организма. В связи с переходом к школьной жизни изменяется режим дня. Появляются новые обязанности, связанные с обучением, что требует от первоклассника определенной усидчивости, концентрации внимания.

Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни в таких условиях затягивается на несколько месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу.

Летний период перед поступлением ребенка в первый класс — хорошее время для проведения ряда адаптационных мероприятий к будущей школьной жизни.

В это время можно максимально приблизить режим дня и питания ребенка к школьному.

Кроме того, немного подкорректировав питание ребенка, можно «подкормить» его иммунную, нервную и костно-мышечную систему, сделав их более устойчивыми к предстоящему стрессовому периоду первых месяцев школьной жизни.

Заранее узнайте, как будет организовано питание детей в школе.

Продумайте заранее, планируете ли вы посещение ребенком группы продленного дня, спортивной секции, кружков детского творчества и других внешкольных развивающих занятий. После этого составьте режим сна и питания ребенка с учетом следующих правил:
  • Ночной сон должен составлять 9,5–10,5 часов.
  • Утренний подъем должен приходиться на одно и то же время, но не позднее 7 часов.
  • Отход ко сну должен быть не позднее 21 часа.
  • На послеобеденные часы следует запланировать дневной сон (отдых) продолжительностью 40–90 минут.
  • Предусматривается 5–6-разовое питание с обязательным завтраком.
  • Перерывы между приемами пищи должны составлять не более 3,5–4 часов.

 


 

Укрепляем иммунитет

Недостаток в рационе питания некоторых нутриентов (пищевых веществ) — незаменимых аминокислот, витаминов A, E, C, B2, B6, PP, минеральных элементов, железа, цинка, селена — может приводить к ослаблению иммунной системы организма. Составьте летнее меню будущего первоклассника таким образом, чтобы оно содержало как можно больше сезонных летних овощей, фруктов, ягод и зелени. В этих продуктах содержится много витаминов и минералов.

Чемпионами по содержанию витамина C являются сладкий перец, облепиха, черная смородина, петрушка, укроп, капуста (цветная, брокколи, брюссельская, белокочанная), шпинат.

Провитамин A (каротин) содержится в овощах красной окраски (сладкий перец, морковь), зелени петрушки, укропа и других огородных пряно-вкусовых трав. Обязательно добавляйте в овощные блюда растительные масла с высоким содержанием витамина E — подсолнечное, горчичное, соевое, из зародышей пшеницы, из фундука.

Сочетайте при приготовлении блюд овощи с крупами, особенно темной окраски (гречневая, коричневый рис, овсяная, перловая),— они богаты витаминами группы B.
Для получения ребенком необходимого количества незаменимых аминокислот, железа и цинка в рацион ежедневно нужно вводить блюда из постного мяса (говядина, телятина), печени, рыбы, яиц.

 


 

Пища для костей, зубов и мышц

Гармоничное физическое развитие ребенка невозможно при замедленном или неполноценном росте и развитии костно-мышечной системы. Рост и хорошее состояние опорно-двигательного аппарата связаны, в первую очередь, с адекватным поступлением в организм ребенка минеральных солей кальция и фосфора, а также витамина D. Хорошо сбалансированными по содержанию солей кальция и фосфора являются молоко и молочные продукты (кисломолочные продукты, творог, сыр). Обязательно включите в летнее ежедневное меню будущего первоклассника 3–4 порции молочных продуктов (например, по 150 мл молока и кефира + 15 г неострого сыра + 60 г творога).

Сыр, творог и другие продукты животного происхождения (нежирное мясо, птица, рыба, яйца) обеспечат организм ребенка аминокислотами, необходимыми для построения мышечной ткани. Витамин D содержится в яичном желтке, сливочном масле, жирной морской рыбе, а также вырабатывается в коже человека под действием солнечного света.

 


Пища для ума

 

В период адаптации к школьной жизни нервная система первоклассника подвергается большой нагрузке. В качестве профилактики можно в летний период постараться максимально подготовить нервную систему ребенка к предстоящему стрессу. Введите в рацион питания ребенка продукты, содержащие в достаточных количествах витамины группы B (B1, B6, PP, B12).

Недостаток этих витаминов в организме приводит к выраженным нарушениям в работе нервной системы, что проявляется в виде головных болей, повышенной раздражительности, ухудшении памяти и внимания, депрессивных состояний, сонливости. Витамины группы В содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Хорошим источником витамина B1 являются постная свинина, бобовые (горох, фасоль), крупы (овсяная, гречневая, пшено). Чемпионы по содержанию витамина PP (никотиновой кислоты) — говяжьи субпродукты (печень, почки, язык), мясо (курица, кролик, телятина, говядина), крупы (гречневая, перловая, ячневая), орехи.

Для получения витамина B6 следует включать в рацион ребенка блюда из мяса, печени, фасоли, гречневой крупы, пшена, красной рыбы. Витамин B12 содержится Витамин B12 содержится в продуктах животного происхождения — в печени, мясе, молоке, твороге, сыре, яйцах.

Для питания нервных клеток организм использует глюкозу. Глюкоза и другие простые сахара содержатся в разнообразных фруктах и ягодах. В этих продуктах простые сахара сочетаются с большим количеством минеральных солей, витаминов и клетчатки. Поэтому в качестве питания для нервной системы лучше включать в рацион фрукты и ягоды, а не конфеты, шоколад и другие сладости. Для правильной подготовки нервной системы ребенка к школьным нагрузкам мало только правильного питания. Родителям необходимо также добиваться, чтобы ребенок в летнее время достаточно спал и отдыхал, не увлекался излишним просмотром телепередач и компьютерными играми, больше времени проводил в активных играх на свежем воздухе.

свернуть

Как помочь учиться первокласснику

Консультация для родителей   первоклассников

«Как помочь учиться первокласснику"

Обучение в школе — это новый этап во взаимоотношениях ребенка с окружающими. Обилие информации, новые знакомства, новый авторитет — учитель — все это требует от первоклассника дополнительных и не всегда приятных психических и физических усилий. Вот некоторые рекомендации, которые помогут ему быстрее адаптироваться.

·         У ребенка должно быть желание идти в школу. Не переусердствуйте с обучением до школы. Также помните, что отношение к школе складывается под влиянием внешней информации, которую ребенок получает от родителей и других людей. Иногда отношения с учителем складываются не сразу, часто из-за того, что ребенок путает оценку его работы с личностным отношением или путает оценку знаний с хорошим поведением. Помогите ему разобраться в таких ситуациях!

·         Первоклассники не понимают разницы между старанием и результатом. Похвалите за старания и объясните на примерах, как важен результат. Например: «Представь себе, что у одного человека заболел зуб. Он пошел к врачу. Врач очень старательно сверлил зуб, но неаккуратно поставил пломбу. И зуб болеть перестал, но есть было неудобно. И этому человеку снова пришлось идти к врачу. Как ты думаешь, захочет он опять пойти к этому же доктору? Почему? Есть ли разница между старанием и результатом?»

·         Если ребенок себя плохо ведет в школе, то наказания и обращения типа: «Веди себя хорошо!» — не эффективны. Постарайтесь разобраться в каждой конфликтной ситуации и объяснить ребенку, в чем его вина, а также обсудите, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

·         Не требуйте от ребенка сразу же после занятий в школе выполнять уроки. Это непродуктивно. Лучший перерыв — это 3 часа, которые желательно провести на воздухе. Если у ребенка ослаблено здоровье, вернитесь к дневному сну, длительностью 1—1,5 часа.

·         Желательно, чтобы ребенок садился за приготовление уроков в одно и то же время и «укладывался» в отведенное время. Для учеников 1—2-х классов через 30 минут занятий организуйте 10-минутный перерыв. Приучите ребенка в перерывы делать несложные физические упражнения, придумайте интересные игры, в которых надо подтянуться, походить по комнате и т. д. Можно сделать гимнастику для глаз.

·         Не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задания самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, а затем займитесь своими делами. Не нужно находиться все время с ребенком.

·         Если возникли школьные трудности, не рассматривайте их как личную трагедию, наоборот, старайтесь не показать ребенку своего огорчения и недовольства. Основное в таких ситуациях — помочь ребенку. Примите его таким, какой он есть, и тогда ему будет легче и в школе, и дома.

·         Настройтесь на то, что для преодоления трудностей предстоит длительная совместная работа. Не стремитесь к быстрым результатам, чтобы не перегружать ребенка. Лучший результат дают систематические, а не более длительные, но нерегулярные занятия.

·         Совместным занятиям уделяйте достаточное время, а не отрывайте минуточку от домашних дел.

·         Позаботьтесь, чтобы у ребенка, несмотря на дополнительные задания, было свободное время на занятия по собственному выбору.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

·         Не ограничивайте свое общение с ребенком только школьными темами.

·         О дополнительных занятиях поговорите с учителем; старайтесь не обсуждать проблемы ребенка в его присутствии.

·         Попросите учителя спрашивать ребенка, только когда он сам вызывается, чтобы не показывать всем его ошибки.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ

·         В случае неудачи не укоряйте и не ругайте ребенка, а постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины. Поддерживайте уверенность ребенка в своих силах.

·         Если ребенок пришел из школы расстроенным и огорченным, не требуйте от него немедленного рассказа о школьных делах. Дождитесь, пока ребенок захочет сам рассказать об этом. Никогда не ругайте ребенка в присутствии одноклассников и не подчеркивайте успехи других детей.

 

 

свернуть

Компоненты школьной готовности

Компоненты школьной готовности

 

     Физиологическая готовность ребенка к школе  определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и  состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).

 К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:

  • правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
  • рисовать узоры по клеточкам и в линию;
  • заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
  • рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.

         Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.

К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире: знают

  • свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
  •   домашний адрес;
  •   возраст;
  • устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
  • называют, кем работают родители;
  • различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
  • знают названия и последовательность дней недели;
  • имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.

      Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:

  • умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать числа первого десятка между собой;
  • уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
  • определять пропущенное число;
  • соотносить цифру с количеством предметов;
  • сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
  • различать формы предметов;
  • решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • знать состав чисел первого десятка.

Речевая готовность Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Речевая готовность включает в себя:

  • умение правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество букв и звуков в словах;
  • делить слова на слоги;
  •  складывать из букв слова, из слов предложения;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы по картинке (серии картинок)
свернуть

Консультация для родителей «Режим будущего первоклассника»

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим - это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

Огромное значение в поддержании работоспособное первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна -10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время.

         Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

       Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

          Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах - основной источник материала для построения тканей.

         Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмен веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

          Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле, мучных продуктах  в основном обеспечивают организм энергий. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.

        Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному, росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

         Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3. Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо.

       Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, пережевывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды, заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующем пищеварении.

         В распорядке дня ребёнка дошкольного возраста строго предусматривают режим питания, который не должен нарушаться. Ребенок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранять здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

         День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние и самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребенка 6-7 лет недостаточно развиты, характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

          Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши, шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

         Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать ребёнку дошкольного возраста  о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

свернуть

Консультация Здоровье будущего первоклассника

Постарайтесь перед школой пройти полное обследование здоровья ребенка, сделать все надлежащие профилактические прививки. Примите все возможные меры по устранению и предупреждению различных заболеваний. Ваш ребенок начинает трудиться, и он должен будет преодолевать различные нагрузки своим еще не совсем сформировавшимся организмом.

Особенно тяжелым для ребенка будет первый месяц обучения. Поэтому,  родителям желательно взять отпуск, чтобы помочь ему освоиться с новым видом деятельности. Это очень важно! Первокласснику придется ежедневно вставать в 7 часов утра (если он не ходил в детский сад, ему тем более трудно будет так рано вставать, за лето надо научиться). Также надо уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, причесываться. Хорошо, если ребенок будет делать зарядку. Обязательно надо позавтракать и взять перекусить что-нибудь с собой. После уроков лучше медленно пройтись до дома и расспросить у ребенка, что нового он узнал в школе, что запомнил.

Адаптация к школе происходит примерно в течение первого полугодия. Следовательно, важное значение приобретает режим учебной деятельности и режим дня школьника. Соблюдение режима дня ведет к укреплению здоровья. Необходимо помнить о том, что сон ребенка должен длиться не менее 10 часов, некоторым детям необходим даже более длительный сон. Следовательно, школьник этого возраста должен ложиться спать в 20 часов 30 минут, можно даже раньше, исходя из особенностей ребенка, но не позднее 21 часа. Желательно, чтобы присутствовал и дневной сон. Он помогает восстановить силы после пребывания в школе. Примерное время сна — с 14–15 до 16 часов. Не надо забывать о прогулках на свежем воздухе и о времени, когда ребенок может заниматься любимым делом.

В течение дня организм ребенка проходит стадии подъема и спада работоспособности. Пики подъема приходятся на утренние часы, приблизительно на 9–10 часов, и послеобеденные, примерно с 16–17 часов. Поэтому надо учитывать это время при подготовке домашнего задания. Хотя в первом классе домашнее задание не задается, в дальнейшем эти советы вам пригодятся. Необходимо также ограничить время для выполнения домашнего задания 1–1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Чтобы подготовка домашнего задания проходила успешно, необходимо заранее подготовить уголок школьника.

Младший школьный возраст — сложный период в жизни ребенка. Это время роста и совершенствования всех систем детского организма. В связи с переходом к школьной жизни изменяется режим дня. Появляются новые обязанности, связанные с обучением, что требует от первоклассника определенной усидчивости, концентрации внимания.

Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни в таких условиях затягивается на несколько месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу.

Летний период перед поступлением ребенка в первый класс — хорошее время для проведения ряда адаптационных мероприятий к будущей школьной жизни.

В это время можно максимально приблизить режим дня и питания ребенка к школьному.

Кроме того, немного подкорректировав питание ребенка, можно «подкормить» его иммунную, нервную и костно-мышечную систему, сделав их более устойчивыми к предстоящему стрессовому периоду первых месяцев школьной жизни.

Заранее узнайте, как будет организовано питание детей в школе.

Продумайте заранее, планируете ли вы посещение ребенком группы продленного дня, спортивной секции, кружков детского творчества и других внешкольных развивающих занятий. После этого составьте режим сна и питания ребенка с учетом следующих правил:
  • Ночной сон должен составлять 9,5–10,5 часов.
  • Утренний подъем должен приходиться на одно и то же время, но не позднее 7 часов.
  • Отход ко сну должен быть не позднее 21 часа.
  • На послеобеденные часы следует запланировать дневной сон (отдых) продолжительностью 40–90 минут.
  • Предусматривается 5–6-разовое питание с обязательным завтраком.
  • Перерывы между приемами пищи должны составлять не более 3,5–4 часов.

 

свернуть

Консультация "Вы спрашиваете -мы отвечаем"

ВЫ  СПРАШИВАЕТЕ – МЫ  ОТВЕЧАЕМ

 

Вы спрашиваете

Мы отвечаем

Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»

    Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.    

        РОДИТЕЛЯМ важно знать уровень сформированного у ре­бенка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Соз­нательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельно­сти, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Рас­скажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку на учебу в школе

2. Насколько важна физи-ческая готов-ность ребенка к обучению в школе?

      Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недоста­точности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности, Из-за недостаточности развития "мышц ловких" у ребенка возникают описки, пропуски букв

3. Почему ребенку труд-но управлять своим поведе-нием?

 

 

 

 

 

 

     Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т, е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятель­ность ребенка: внимание, память, мышление.

     Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запо­минать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами

Вы спрашиваете

Мы отвечаем

 

4. В чем различие взаимоотношений в системе "ребе­нок — педагог" в детском саду и школе?

       

          При поступлении в школу у ребенка изменяется систе­ма отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и ин­дивидуальными. В школе ребенок оценивается по вы­полненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе

5. Какие советы вы можете дать по воспитанию "чув­ства долга" у дош­кольника?

        Надо иметь в виду, что в понятии "чувство долга" главное не "долг", а "чувство". А чувство воспитывает­ся не окриком: "Ты должен... сделать!". Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в от­вет на наше чувство, на нашу любовь и понимание

6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?

       Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Огра­ничения должны вводиться безоговорочно. И следует твердо придерживаться относительно принятого реше­ния. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ре­бенком впечатления от увиденного

7.  Почему не все дети одинаково овладевают чтени­ем, письмом? Ведь со всеми в равной степени за-нимаются вос-питатели, а в шко­ле их учит один и тот же учитель?

       Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но глав­ная — у ребенка недостаточно развита речь, фонемати­ческий слух в частности. К концу дошкольного возрас­та ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы "увидит" речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно расска­зать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы, Их очень любят дошкольники. Они значительно совер­шенствуют речь ребенка, которая в старшем дошколь­ном возрасте становится основой перестройки психи­ческих процессов, орудием мышления

     

 

 

Литература: Катко А.Н.  Содержание и технологии  проведения  семинарских  занятий  с  педагогами.–Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

свернуть
Меню раздела