В соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» внесены изменения в ряд НПА, регулирующих основы законодательства об охране труда.
С 28 июня 2020 г. меняется порядок разработки и принятия ЛПА, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда (ИОТ). Соответствующие изменения вносятся в Инструкцию N 176 постановлением N 44.
28 июня 2020 года вступили в силу несколько нормативных правовых актов по охране труда:
- Законом Республики Беларусь № 274-З внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54 внесены изменения в порядок проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 55 внесены изменения в порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 утверждена новая Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях.
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в порядок разработки и принятия инструкций по охране труда;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 43 внесены изменения в порядок планирования и разработки мероприятий по охране труда;
- постановлением Министерства труда и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2020 № 45/47 внесены изменения в порядок проведения предсменного медосмотра и освидетельствования работающих;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 42 внесены изменения в Типовое положение о службе охраны труда организации;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 47 отменена Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
- постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 48 отменена Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации.
Что нового в Законе «Об охране труда»:
- Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
- В целях создания условий для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам охраны труда без проведения проверки Законом устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.
- Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
- Законом конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе по указанным основаниям работающий по гражданско- правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
- В статье 32 Закона закреплена возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам работающий, получивший производственную травму, вправе будет обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.
- Закон дополнен двумя новыми статьями — 16-1 «Охрана труда работников-надомников» и 16-2 «Охрана труда домашних работников». В указанных статьях закрепляются особенности организации охраны труда указанных категорий работников.
Основные изменения при проведении стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих:
Изменен перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда — исключена тема «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность», добавлены темы «Организация работы по управлению охраной труда» и «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности».
- Изменена форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда — изменено наименование граф.
- Изменена форма журнала регистрации инструктажа по охране труда — исключена графа 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел».
Примечание: в связи с тем, что в журналах старой формы есть возможность вносить все предусмотренные записи, старые журналы продолжаем вести до их окончания.
Основные изменения в деятельности комиссий для проверки знаний по охране труда:
- Новые формы протокола проверки знаний и удостоверения по охране труда.
- В состав комиссии необходимо назначать председателя, заместителя председателя и секретаря (ранее — председателя и членов комиссии).
- В состав комиссии организации можно включать работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда.
- Билеты для проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих должны быть утверждены председателем комиссии (ранее — просто должны быть разработаны).
Основные изменения при проведении контроля за соблюдением требований по охране труда:
- Предлагается внедрить систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.
- Виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный) дополнились новым «по мере необходимости». Его проводит специалист по охране труда.
- В организациях сферы услуг и микроорганизациях контроль может проводится с другой периодичностью, но не реже одного раза в месяц.
- Определено единственное лицо, которое может приостановить эксплуатацию оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств при угрозе жизни или здоровью работников и окружающих — руководитель организации или его заместитель (ранее запретить работу мог непосредственный руководитель). Возобновление эксплуатации запрещенного оборудования разрешено только с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию со специалистом по охране труда.
- Журнал ежедневного и ежемесячного контроля может быть один. Формы журнала нет, есть только его обязательное содержание.
За основу берем журнал ежедневного контроля.
- Отменена обязанность проведения Дней охраны труда.
Основные изменения при разработке инструкций по охране труда:
- Работодатели, не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда без их утверждения.
- Инструкции по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
- Обязательная форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда отменена.
- Небольшие изменения произошли в содержании инструкций по охране труда.
Основные изменения в порядке разработки мероприятий по охране труда:
- План мероприятий по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
- Исключен анализ результатов паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.
Основные изменения в проведении предсменного медосмотра и освидетельствования:
- Теперь постановление распространяется только на работников, с которыми заключен трудовой договор (ранее — на работающих);
- Изменен и дополнен Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный медосмотр либо освидетельствование.
- Изменено определение термина «состояние наркотического или токсического опьянения», теперь это означает одновременно наличие наркотических и/или токсических веществ в биологических образцах и внешних признаков у работника (запах, шатающаяся походка и т.д.).
- Предсменный медосмотр проводится путем анализа выдыхаемого работником воздуха (ранее также можно было брать анализ крови).
- Отменена обязательная форма журнала предсменного медицинского осмотра работающих. Требования к его содержанию остались прежние.
- Предсменное освидетельствование может проводиться не только у рабочих, но и у служащих.
- Отменена обязательная форма журнала освидетельствования работающих. Требования к его содержанию остались прежние, журнал должен быть прошнурован, пронумерован и заверен подписью уполномоченного должностного лица (ранее — не требовалось).
- Удалено право работника, при несогласии с результатами освидетельствования, пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.