ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в нашем обществе. Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой – государство, допускающее насилие, которое воспринимается как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью. Терпимость общества ко всякому роду насилия – это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества.
Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. Домашние тираны и деспоты – это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.
Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат. Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и в их отношении к детям.
Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.
Длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка приводит к формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.
Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для современного общества, так как насилие над ребенком создает ситуацию, «непригодную для его жизни», и формирует особую личностную структуру, характеризующуюся как диффузная самоидентичность, привязанность самооценок к оценкам других людей, способствует формированию чувства страха, неуверенности, отчужденности, деструктивных действий, направленных против себя и других, и в конечном итоге, приостанавливает психическое развитие ребенка, наносит непоправимый вред его личности и обществу в целом.
- ПОНЯТИЯ «НАСИЛИЕ» И «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ»
В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».
Насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а также использование физического, психологического и экономического насилия.
Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.
Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. В психологии же чаще применяются такие синонимы «жестокости», как «деспотизм» и «агрессия», и в этом контексте «жестокость» трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.
В целях устранения возникающих противоречий по данному вопросу ниже приводятся различные подходы к определению видов насилия и жестокого обращения.
С юридической точки зрения выделяют:
- Физическоенасилие заключается в воздействии на телесную неприкосновенность несовершеннолетнего (лишение свободы, связывание, сильные шлепки, удары и другие способы причинения физической боли), то есть это насилие, которое не повлекло за собой расстройство здоровья. Очень часто физическое насилие применительно по социальной сущности является физическим наказанием (порка ремнем и иными предметами, таскание за уши и т. п.). Максимальным объемом физического насилия являются побои.
- Психическое насилие– заключается в угрозе причинения вреда потерпевшему. Психическое насилие подразделяется на угрозу применения насилия и на иные угрозы. Угроза применения насилия означает запугивание потерпевшего применением физической силы (словами, жестами, демонстрацией оружия и предметов, используемых в качестве оружия и т. д.). То есть, это любая реальная угроза причинения физической боли, нанесения побоев, лишения свободы, запугивание совершением действий, существенно нарушающих права несовершеннолетних на заботу и воспитание (например, угроза выгнать ребенка из дома).
- Грубое и пренебрежительное обращение с несовершеннолетним.Грубое обращение – это мучение несовершеннолетнего потерпевшего. Пренебрежительное обращение заключается в воспрепятствовании реализации ребенком интересов на социальную заботу и воспитание (например, воспрепятствование в обучении, оказании медицинской помощи и т. п.).
Вместе с тем, необходимо отметить, что наряду с физическим и психическим насилием, жестокое обращение очень часто сопровождается унижением человеческого достоинства несовершеннолетнего.
- Сексуальное насилие или развращение– вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или для достижения корыстных целей.
- Моральное насилие или жестокость(пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
- Эмоциональное (психическое) насилие– это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
Приведенный выше перечень видов насилия над ребенком в последнее время пополнился еще одним видом - экономическое насилие.
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;
взрослыми растрачиваются семейные деньги;
ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
Кроме того, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять:
а) доведение до самоубийства (хотя, это является следствием насилия),
б) торговлю детьми.
- ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ
К наиболее типичным причинам насилия над детьми можно отнести:
многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: «За одного битого двух небитых дают», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.
пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, пик которого, по мнению социологов, приходился на 1994–1996 годы и не пошел на спад в дальнейшем.
низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Психиатрическая, медицинская теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.
- ФАКТОРЫ РИСКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЖЕСТОКОМУ
ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ
1.Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения
В результате многочисленных исследований специалистов в области семейной психологии были определены факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми.
Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, приоритетное внимание одному ребенку в ущерб другим и т. д.). Осложняющим фактором является нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи — «калиф на час».
Отчим в семье или приемные родители (риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом).
Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями — при доминирующей гиперпротекции — применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого — несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню семейной сплоченности.
Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге — на ее отношения с детьми. Брошенная или неудовлетворенная отношениями с мужем женщина с высокой степенью вероятности не сможет проявить нежность и установить близость со своим ребенком. В то же время ревнивые отцы могут воспринимать ребенка как соперника, вследствие чего они склонны эмоционально отвергать его и вступать в борьбу за любовь и привязанность матери, вместо того чтобы поддерживать и помогать ребенку.
Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них — первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность. Пережитая ими заброшенность, пренебрежение и отсутствие любви, иногда в сочетании с требованиями беспрекословного подчинения, сформировали недоверие к людям и собственному ребенку в частности. Очень часто они повторяют ту же модель поведения: суровые требования и наказания.
Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, развития умения решать проблемы, устанавливать эмоциональные связи.
2.Социально-экономические факторы риска насилия в семье
Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи.
Безработица или временная работа, а также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Работающие матери меньше склонны к насилию.
Многодетная семья. Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат.
Молодые родители. Рождение первого ребенка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи.
Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной.
Принадлежность к групповому меньшинству. Принадлежность к религиозной секте, проживание в узком кругу людей — деревне, маленьком городке, в сочетании с безработицей и низким уровнем образования приводят к социальной изоляции и ограничивают возможности поддержки и социального контроля.
Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать насилие.
Отсутствие социальной помощи, как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Хронические стрессовые ситуации вызывают у родителя фрустрацию и беспомощность, влияя на психологический климат семьи. Поскольку ребенок зависим от родителя, то для него высок риск стать «козлом отпущения».
3.Факторы риска, обусловленные личностью родителя
Особенности личности родителя. Риск насилия возрастает, если родители обладают такими психологическими особенностями, как ригидность, доминирование, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.
Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.
Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты — наличие проблемы отрицается, чтобы не принимать помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину и т. д.
Психическое здоровье родителя. Выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.
Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. проблемы.
Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых или психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как часто испытывает страх, что не справится с требованиями и не обладает необходимыми знаниями о развитии и воспитании ребенка. Боясь потерять контроль над ребенком, молодые родители часто используют авторитарный метод воспитания, а наказание рассматривают как способ коррекции поведения ребенка. Иногда это обусловлено незнанием других возможностей. Есть категория родителей, которые убеждены, что ребенок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей, что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, любить и радовать их. Таким образом, ответственность за проблемы детства перекладывается на самого ребенка, роль взрослого в них отрицается.
- Личность ребенка как фактор насилия
Ряд исследований выявил целый ряд свойств личности ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:
нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);
дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);
с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);
с привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;
с особенностями внешности, с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;
дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
5.Социальные и культурные факторы риска применения насилия
Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия:
отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний;
демонстрация насилия в средствах массовой информации;
нарушение права граждан на неприкосновенность частной жизни;
отсутствие эффективной превентивной политики государства;
недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы;
низкая правовая грамотность населения;
плохая осведомленность детей о своих правах.
Таким образом, насилие над ребенком следует рассматривать в социально-культурном и психологическом контексте, что следует учитывать при превенции, выявлении и вмешательстве. Необходимо помнить также и о том, что к насилию всегда ведет совокупность негативных факторов риска окружающей среды, семьи и личности.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕТЕЙ,
ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ
Цели психологической помощи детям — жертвам насилия определяются исходя, прежде всего из особенностей этих детей. Оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают на личность ребенка разрушительное влияние. Они вырастают мнительными, ранимыми; у них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.
Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.
Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, это пугающее, совершенно непредсказуемое место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием.
Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который испытывают дети, часто ведет к тому, что они расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Без полной информации и ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые) не могут адекватно реагировать на ситуацию.
Чувство «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Когда ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, но ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», он приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает его отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали.
Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Родители дают понять детям, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ними. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, обижаться, злиться и, одновременно, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.
Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.
Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.
Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей.
Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», — чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.
Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое врёмя расставаться со вторым родителем.
Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.
Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.
Стыд. Чувствительность к позору от насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для детей старшего возраста.
Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что в будущем их не ждет ничего хорошего.
Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим отношением к себе и окружающим:
они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу;
они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного»; им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я». Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам;
у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.
Возрастные особенности детей, переживших насилие.
Психологические нарушения, характерные для фактора физического насилия, проявляются вскоре после начала физического насилия, независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.
У детей первых лет жизни (до 2 лет) прослеживается постоянный страх наказания родителей, а затем всех взрослых; тоскливое настроение с тихим нытьём, плаксивостью; настороженность в сочетании с противоположным знаком эмоциональности – кратковременной капризностью, активными реакциями протеста со злобностью и агрессивностью, отдельными нарушениями влечений. Отмечается наличие депривационных привычек – сосание пальцев, одеяла, одежды.
После 1,5-2 лет у детей обнаруживается динамика эмоциональных нарушений в сторону от реактивной субдепрессии к депрессии с дистимическим компонентом, в ряде случаев в сочетании с повышенной тревожностью. У них же начинают прослеживаться нарушения коммуникаций в виде парааутистических проявлений – элементы феномена тождества, безучастность к окружающему, монотонность поведения, индифферентность к ситуации одиночества, стереотипии в двигательных проявлениях. В тех и других расстройствах определяется полярность – безучастность к окружающему может сменяться активной злобностью и разрушительными тенденциями, необщительность – агрессивным взаимодействием не только с детьми, но и, например, с матерью, которая и была источником физического насилия.
У детей 4-5 лет с пролонгированным физическим насилием в семье выявляются: «двойственность» поведения – отмечается как бы примирение с фактом насилия, пассивное послушание, уступчивость перед ситуацией наказания. Одновременно у этих детей могут иметь место эпизоды расторможения влечений с агрессивными реакциями: вербальная агрессия; агрессивные игры; мучительство слабых детей, животных.
Агрессивные тенденции в поведении особенно отчётливо проявляются в возрасте 7-10 лет, в анамнезе которых фактор физического насилия отмечен на протяжении 4-5 лет и более, в первую очередь у тех, кто продолжает оставаться в ситуации физического насилия. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей.
В более старшем возрасте (10-12 лет) выявляется склонность к дромомании, пиромании, пачканью нечистотами, формируется жестокость с элементами мучительства.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НАСИЛЬНИКА
Насильник - это человек, который использует насилие для решения своих проблем и считает это нормой, либо это невоспитанный человек, не имеющий правильной социальной культуры. Это в лучшем случае. Либо психопат, в худшем. Он «нутром» чувствует человека, который воспринимает его демонстрации мнимой силы за крутизну. Найдя такую замечательную аудиторию, он и сам начинает верить в свою силу. Так он самоутверждается в собственных глазах: «Вот, мол, какой я крутой, замечательный, я все делаю правильно, я достоин уважения». Это очень сильная мотивация.
Признаки, по которым можно определить потенциального насильника на ранних стадиях знакомства:
начинает демонстрировать силу, когда к этому нет никаких оснований;
говорит о том, как он кого-то ударил, избил, сравнивает себя с известным героем-суперменом. При этом он будет оправдывать применение силы в любом контексте разговора;
без всяких поводов вновь и вновь говорит о проявлении силы, как о достоинстве и лучшем способе решения проблемы, восхищается людьми, которые так действуют.
Если родители его били, и он говорит об этом как о правильном поведении, то, скорее всего, он считает приемлемым решать свои проблемы с помощью насилия. То есть, здесь речь идет о неправильном воспитании и вполне возможно, что при воспитании своих детей он станет использовать эти же методы насилия над волей ребенка, в том числе, физическое насилие.
Психические отклонения можно заметить у потенциального насильника с раннего возраста. Допустим, младенец выкручивает маме пальцы. В какой-то момент, она говорит: «Больно». Тогда ребенок проверяет, правильно ли он понял, и старается выкручивать пальцы сильнее. Мама опять говорит: «Больно». Если ребенок продолжает, тогда мать тоже слегка выкручивает его ручку, чтобы он испытал болезненное ощущение, и при этом говорит: «И тебе больно». После этого он перестает выкручивать маме руку. Это нормальная реакция ребенка. А вот другой случай, мама говорит: «Больно», но ребенок продолжает выкручивать ей пальцы, даже после того, когда уже ясно понимает, что причиняет боль. Пройдет совсем немного времени, и он станет мучить животных и других детей. Вот тогда уже надо будет срочно показывать его психологу, причем, клиническому психологу или врачу.
Насилие – это причинение кому-либо боли при осознании, что другому больно. Поэтому самый первый признак развития в ребенке черт насильника – это, если он причиняет другим боль, хотя ясно понимает, что делает им больно, но это его не останавливает.
Особенности личности насильника
В роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам, насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника.
Анализируя случаи домашнего насилия, можно отметить, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:
не являются биологически родными для ребенка;
часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
в детстве сами пережили насилие;
обладают низким уровнем культуры и образования, а также низким социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
воспитывают ребенка без супруга (и);
относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
склонны к злоупотреблению алкоголем, либо приобщились к наркотикам;
обременены большим количеством детей.
Окружающие часто считают насильников прекрасными людьми. Большинство мужчин-насильников стараются производить приятное впечатление в своем окружении, и существует огромный разрыв между их публичным имиджем и тем, как они обращаются с женщинами и детьми в личной жизни.
Мужчина-насильник может быть:
в ярости дома, но спокойным и улыбающимся на людях;
эгоистичным и сфокусированным только на себе, но щедрым и проявляющим поддержку на людях;
доминирующим дома, но готовым к переговорам и компромиссам на людях;
крайне негативно относиться к женщинам, но на словах громко рассуждать о равенстве;
совершать насилие против партнера или детей, но избегать насилия и быть миролюбивым на людях;
чувствовать себя избранным дома, но критиковать других мужчин, которые не уважают женщин или подвергают их насилию.
Мужчин-насильников привлекает власть и контроль, и частично они получают их, когда создают хороший публичный имидж. Очарование мужчины-насильника мешает членам его семьи обратиться за поддержкой и помощью, потому что они чувствуют, что другие люди не поверят им или обвинят их во лжи. Если даже его друзья услышат, что он проявлял насилие, то его имидж позволит ему легко оправдаться в их глазах. Сторонний наблюдатель подумает: «Он такой хороший парень, он просто не похож на насильника. Наверное, они действительно довели его».
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;
позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;
обвинение в травмах самого ребенка;
неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.п.);
перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.
- БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ
Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.
К ближайшим последствиям относятся: физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.
Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для общества и для жертвы.
К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии дети изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
У переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группировке, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация.
Насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство.
Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.
Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или, где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию».
К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой, чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.
Ребенок, пострадавший от сексуального насилия, может длительное время находиться в состоянии посттравматического стресса (ПТС), особенно, если он не проходил восстановительного лечения или сеансов психотерапии.
Одним из последствий любого вида насилия является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывает чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.
Итак, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) приводят к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится именно ребенок. К тому же, модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению к детям.
https://ddu98grodno.schools.by/pages/aktsija-dom-bez-nasilija