Визуальное расписание для ребёнка с РАС

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при расстройствах аутистического спектра (РАС). Большинство из нас не следуют визуальному расписанию, когда находятся дома. Однако людям с РАС гораздо труднее справиться с неструктурированным временем, чем нейротипичным людям, и для них обычно полезно увеличение структуры в жизни.

Преимущества для применения визуальных расписаний  людьми с РАС

  1. Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять.
  2. Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.
  3. Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
  4. Он может увеличить гибкость данного человека.
  5. Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает неуместные виды поведения.
  6. Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.

Причины, по которым родители могут отказываться

от визуального расписания

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, создание индивидуального визуального расписания может показаться многим семьям трудоёмкой и обременительной задачей. Однако помните, что вам необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере. Ваш ребёнок может воспринимать простые рисунки, которые вы нарисуете на канцелярских стикерах, не хуже, чем отпечатанные изображения. Кроме того, время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь ребёнку, который во всем от вас зависит.

Что делает визуальное расписание?

Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Возможно, ваш ребёнок способен запомнить последовательность событий. Проблема в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуального расписания позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем.

Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость вашего ребенка. Благодаря им, ваш ребёнок может научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки.

Шаги по созданию визуального расписания

  1. Определите формат расписания

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов

Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписания из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов для визуального расписания:

  1. Играть на улице - мяч.
  2. Ванная – подгузник.
  3. Обед – ложка.
  4. Играть дома -  машинка.
  5. Занятия с педагогом - пазл.

Б. Расписания из рисунков или фотографий  

Ваш ребёнок будет готов к расписанию из фотографий, если он сможет правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш ребёнок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

В. Письменные расписания Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил. Для наиболее продвинутых детей можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

  1. Определите длину расписания

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

  1. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание

Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом. Можно использовать визуальную поддержку, чтобы напомнить вашему ребенку, что пора свериться с его расписанием. Это особенно полезный инструмент в те периоды, когда ваш ребенок испытывает стресс, поскольку вербальные инструкции во время кризиса с большой вероятностью увеличат проблемное поведение. Если ваш ребёнок использует расписание из предметов, то вы сами являетесь визуальной подсказкой, когда даете ребенку предмет. Для расписания в картинках вы можете использовать изображение, символизирующее расписание, либо вы можете использовать фотографию самого расписания или ребенка.

  1. Учите пользоваться расписанием

Вам придется учить своего ребёнка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребёнком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.   

  1. Отслеживайте, что делает ваш ребенок

Как только ваш ребёнок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребёнок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

  1. Вносите изменения в расписание по необходимости

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребёнка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

  1. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное

Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены. Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребёнка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием.

  1. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Использованный источник:https://kras-rc.ru/UserFiles/File/distancion/defektolog/soveti_rod_det_s_ras.pdf

Меню раздела