Повышение статуса ребенка с ОПФР в условиях инклюзивного обучения и воспитания

Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР)

Ценности инклюзии:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • разнообразие усиливает все  стороны жизни человека.

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. 

Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников.

Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.В связи с интеграцией детей с ОПФР в учреждение образования общего типа представляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия.

Поэтому перед педагогическими работниками стоит задача устранить этот негатив. Чтобы оказать действенную по­мощь такому воспитаннику, педагогу следу­ет преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Общими усилиями педагогического работника, родителей и дефектолога создается благоприятная для воспитанников среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации педагогу не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям.

С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

Есть такое правило: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам".

Помня об этом, педагогический работник с первых дней щедро дарит свою улыбку всем и каждому воспитаннику в отдельности.
В образовательном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку.

К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между педагогом и воспитанником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Педагог избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить воспитанника во взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к общению.

Педагог прини­мает ребенка таким, какой он есть, независимо от его успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, чторебенок справится с заданием, правильно ответит.

В своей работе для создания си­туации успеха в образовательном процессе можно использовать эффективные словесные приемы.

30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с огра­ниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо ска­зать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!

В педагогическому работнику нельзя сравнивать результаты работы ребенка с ОПФР с достижениями других у воспитанников. Как сказал Л. С. Выготский, "Каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа ребенка с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей.

Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи педагога. Это требует от него внимания и терпения.
В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные взаимоотношения и между всеми воспитанниками при их взаимодействии как на занятии, так и в игровой деятельности. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "педагог — ребенок" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и систем­ность педагогической работы;
  • ее направленность на результа­тивную подготовку каждого у воспитанника;
  • обеспечение на протяжении всего дня доброжелательной атмосферы;
  • дифференцированный и инди­видуальный подход к воспитанникам;
  • обеспечение максимальной на­глядности образоватеельного процесса;
  • стимулирование деятельности детей с ОПФР одобрением, похвалой;
  • широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях детей с ОПФР, избегание негативной оценки деятельности ребенка;
  • создание для детей с ОПФР ситуаций успеха;
  • оказание воспитанникам необходи­мой помощи разного вида;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если педагогу удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех будет обеспе­чен.

 Источники:

Винникова, Е.А. Принципы и технологии взаимодействия с семьей ребенка с
особенностями психофизического развития / Е.А. Винникова // Спецыяльная
адукацыя. – 2010 – №6. – С.24-29.
Меню раздела