Развитие речевых способностей дошкольников средствами ознакомления с художественной литературой
За последние годы, жизнь в стране претерпела множество изменений. Современные дети книгам предпочитают новые блага – интернет, сотовый телефон и др. А ценность книжной культуры осталось у них за бортом их жизни. А ведь огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет именно художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними четкость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Нам родителям гораздо проще включил ребенку планшет или компьютер - и он занят делом, и мы занимаемся своими домашними делами. Следовательно, и интерес к чтению книг у детей пропадает и как результат дети не любят или не хотят читать.
Любовь к чтению книг следует прививать с самого раннего детства. Необходимо развивать интерес к слушанию произведений. Чтение художественной литературы служит действенным средством для умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольника.
Велика роль чтения художественной литературы и в развитии речи ребенка, так как без неё невозможно успешное обучение в школе. Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.
Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель или родители должны раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
В старшем дошкольном возрасте ребенок пытается подражать взрослому и поэтому слушая произведения в выразительном чтении ему хочется воспроизвести их также и с теми же интонациями, паузами, ритмическими и логическими ударениями. Таким образом дошкольники делают важный шаг к овладению грамотной, образной, связной, эмоционально насыщенной речью.
Не одно поколение детей выросло на сказках таких писателей, как Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Р.Киплинг, А.Пушкина, К.Чуковского. На рассказах Е.Чарушина, В.Бианки, В.Сладкова и др. Большим успехом у детей пользуются и стихотворения А.Барто, Е.Благининой и др.
Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию детей.