Образовательные технологии в учреждении дошкольного образования

Что такое "педагогическая технология"?

Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но недостаточным условием.

Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы,на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

Чем же методика отличается от технологии?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.

Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:
Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть– совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса УДО;
целостности образа мира,реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка- соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
педагогической поддержки— решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
профессионального сотрудничества и сотворчества— профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) УДО осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
-физкультурно-оздоровительные;
-проектной деятельности;
-исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные;
-личностно-ориентированные;
-игровую;
-ТРИЗ и РТВ;
- коррекционные и др.

В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе УДО являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.

Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе УДО, являются здоровьесберегающими.

Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования РБ:
1. Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»

2. Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»

3. Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»

4. Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»

5. Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»

6.Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»

7. Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»

8. Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников»

свернуть

Игровые технологии

Задачи:
Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия.
Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
Социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

свернуть

Личностно-ориентированные технологии

Задачи личностно-ориентированных технологий:
Гуманистическая направленность содержания деятельности УДО.
Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,
Индивидуальный подход к воспитанникам.
Приоритет личностных отношений.

Формы организации:
Игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность
Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
Гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

свернуть

Информационно-коммуникационные технологии

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:
расширение возможностей УДО наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка; 2. развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания; 3. заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образныйтип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает вниманиеребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активностидетей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулируеттемп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенказа ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным; 2. использование развивающих компьютерных программ– это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста) 3. использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:
носить исследовательский характер;
быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
иметь высокий технический уровень;
развивающими детские навыки и представления;
носить возрастное соответствие;
быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:
развивающие воображение, мышление, память;
говорящие словари иностранных языков;
простейшие графические редакторы;
игры-путешествия;
обучающие чтению, математике;
мультимедийные презентации

свернуть

Технология исследовательской деятельности

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:
Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (РФ).

На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:
эвристических бесед;
вопросов проблемного характера;
наблюдений;
моделирования;
опытов;
фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражания голосам и звукам природы;
использования художественного слова;
дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
трудовых поручений, действий.

свернуть

ТРИЗ и РТВ-технологии

     Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ).

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:
развитие управляемого творческого воображения;
формирование навыков творческого стиля мышления;
систематичности;
диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
не шаблонности;
смелости решения;
творческой интуиции;
развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:
эвристическая игра,
мозговой штурм,
коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии

свернуть

Физкультурно-оздоровительные технологии

      К используемым в практике учреждения дошкольного образованіия физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:
- Глазыриной Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
- Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;
- Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Хочется подробнее остановиться на оздоровительной технологии Базарного В.Ф. которая позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного – это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов” на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями.

Методы оздоровительной технологии:
Конторка Базарного
Массажные коврики
Сенсорные кресты (вертушки)
Система универсальных символов
Бегущие огоньки
Сенсорно-координационные тренажёры
Природно-экологическое панно

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:
закаливания;
дыхательной гимнастики;
гимнастики для глаз;
пальчиковой гимнастики;
точечного массажа и самомассажа;
упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
физкультминуток;
релаксаций;
динамических пауз;
физкультурных занятий;
занятий на тренажёрах;
подвижных игр и элементов спортивных игр и др

свернуть