В соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» внесены изменения в ряд НПА, регулирующих основы законодательства об охране труда.

С 28 июня 2020 г. меняется порядок разработки и принятия ЛПА, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда (ИОТ). Соответствующие изменения вносятся в Инструкцию N 176 постановлением N 44.

Рассмотрим основные из них

28 июня 2020 года вступили в силу несколько нормативных правовых актов по охране труда:

  1. Законом Республики Беларусь № 274-З внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»;
  2. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54 внесены изменения в порядок проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
  3. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 55 внесены изменения в порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  4. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 утверждена новая Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях.
  5. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в порядок разработки и принятия инструкций по охране труда;
  6. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 43 внесены изменения в порядок планирования и разработки мероприятий по охране труда;
  7. постановлением Министерства труда и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2020 № 45/47 внесены изменения в порядок проведения предсменного медосмотра и освидетельствования работающих;
  8. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 42 внесены изменения в Типовое положение о службе охраны труда организации;
  9. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 47 отменена Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  10. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 48 отменена Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации.

Что нового в Законе «Об охране труда»:

  1. Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
  2. В целях создания условий для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам охраны труда без проведения проверки Законом устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.
  3. Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
  4. Законом конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе по указанным основаниям работающий по гражданско- правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
  5. В статье 32 Закона закреплена возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам работающий, получивший производственную травму, вправе будет обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.
  6. Закон дополнен двумя новыми статьями — 16-1 «Охрана труда работников-надомников» и 16-2 «Охрана труда домашних работников». В указанных статьях закрепляются особенности организации охраны труда указанных категорий работников.

Основные изменения при проведении стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих:

 Изменен перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда — исключена тема «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность», добавлены темы «Организация работы по управлению охраной труда» и «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности».

  1. Изменена форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда — изменено наименование граф.
  2. Изменена форма журнала регистрации инструктажа по охране труда — исключена графа 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел».

Примечание: в связи с тем, что в журналах старой формы есть возможность вносить все предусмотренные записи, старые журналы продолжаем вести до их окончания.

Основные изменения в деятельности комиссий для проверки знаний по охране труда:

  1. Новые формы протокола проверки знаний и удостоверения по охране труда.
  2. В состав комиссии необходимо назначать председателя, заместителя председателя и секретаря (ранее — председателя и членов комиссии).
  3. В состав комиссии организации можно включать работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда.
  4. Билеты для проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих должны быть утверждены председателем комиссии (ранее — просто должны быть разработаны).

Основные изменения при проведении контроля за соблюдением требований по охране труда:

  1. Предлагается внедрить систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.
  2. Виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный) дополнились новым «по мере необходимости». Его проводит специалист по охране труда.
  3. В организациях сферы услуг и микроорганизациях контроль может проводится с другой периодичностью, но не реже одного раза в месяц.
  4. Определено единственное лицо, которое может приостановить эксплуатацию оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств при угрозе жизни или здоровью работников и окружающих — руководитель организации или его заместитель (ранее запретить работу мог непосредственный руководитель). Возобновление эксплуатации запрещенного оборудования разрешено только с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию со специалистом по охране труда.
  5. Журнал ежедневного и ежемесячного контроля может быть один. Формы журнала нет, есть только его обязательное содержание.

За основу берем журнал ежедневного контроля.

  1. Отменена обязанность проведения Дней охраны труда.

Основные изменения при разработке инструкций по охране труда:

  1. Работодатели, не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда без их утверждения.
  2. Инструкции по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  3. Обязательная форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда отменена.
  4. Небольшие изменения произошли в содержании инструкций по охране труда.

Основные изменения в порядке разработки мероприятий по охране труда:

  1. План мероприятий по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  2. Исключен анализ результатов паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

Основные изменения в проведении предсменного медосмотра и освидетельствования:

  1. Теперь постановление распространяется только на работников, с которыми заключен трудовой договор (ранее — на работающих);
  2. Изменен и дополнен Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный медосмотр либо освидетельствование.
  3. Изменено определение термина «состояние наркотического или токсического опьянения», теперь это означает одновременно наличие наркотических и/или токсических веществ в биологических образцах и внешних признаков у работника (запах, шатающаяся походка и т.д.).
  4. Предсменный медосмотр проводится путем анализа выдыхаемого работником воздуха (ранее также можно было брать анализ крови).
  5. Отменена обязательная форма журнала предсменного медицинского осмотра работающих. Требования к его содержанию остались прежние.
  6. Предсменное освидетельствование может проводиться не только у рабочих, но и у служащих.
  7. Отменена обязательная форма журнала освидетельствования работающих. Требования к его содержанию остались прежние, журнал должен быть прошнурован, пронумерован и заверен подписью уполномоченного должностного лица (ранее — не требовалось).
  8. Удалено право работника, при несогласии с результатами освидетельствования, пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.