Центр пазнавательно-практической днеятельности как средство нравственно-экологического воспитания
Консультация для педагогов
Центр познавательно – практической деятельности как средство нравственно – экологического воспитания для детей дошкольного возраста
Воспитание экологической культуры – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе - наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Умейте раскрыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но раскрыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.( В.А.Сухомлинский)
В связи с этим детям необходимо предоставлять самостоятельно приобретать знания. Одним из методов работы в данном направлении является организация детского экспериментирования.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
В экспериментальной деятельности дошкольник учится размышлять об окружающем мире. У него расширяется объем знаний, вместе с тем возникают еще не совсем ясные, гипотетические знания - вопросы. Посредством экспериментальной деятельности дети получают более полную информацию об изучаемых ими объектах, повышается доступность материала, процесс обучения становится более эффективным, что удовлетворяет любознательность дошкольников.
В процессе организации и проведения опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста обратили внимание на то, что они интеллектуально пассивны, не всегда могут установить причинно-следственные связи, обобщить полученные результаты, у них слабо сформированы навыки исследовательской деятельности. Причины объясняются ограниченностью впечатлений, умений и интересов, а также недостаточностью оснащения предметно-развивающей среды. Для решения этой проблемы поставлена цель: создать условия для организации детского экспериментирования, развитие творческой, исследовательской активности и самостоятельности детей дошкольного возраста на основе имеющихся методических приёмов.
Во всех возрастных группах дошкольного учреждения созданы центры познавательно – практической деятельности. Они находятся в доступном для детей месте. Наполнение центра по познавательно – практической деятельности осуществляется с учётом возрастных психологических особенностей воспитанников согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач, методических рекомендаций.
Структурные компоненты центра познавательно практической деятельности:
-комнатные растения и предметы по уходу
-мини-огород, необходимый инвентарь для работы
-наглядные пособия
-домашние питомцы и предметы по уходу
Данный центр способствует закреплению полученных теоретических знаний на практике, поможет воспитать качества будущего предпринимателя: ответственность, трудолюбие, хозяйственность, бережливость, умение взаимодействовать. Закрепит преставления детей о том, что пища, воздух, вода, тепло, свет – главные условия поддержания жизни людей и всех живых организмов. Необходимо показать детям, что источники пищи, воды, тепла, света не ограничены и нацелить детей на бережное отношение к ним; природа – это первичный источник и главное средство существования людей.
Первая младшая группа
Центр познавательного развития: Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта.
- Сенсорный стол: - дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных; - дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т.д.), домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
- Серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.).
- Ростомер в виде игрушки (змейки, осьминога).
- Координационные коврики со следами рук и ног.
- Стол для игр с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки, утята, куклыпесочные наборы, совочки, ведерки).
6.Соломенные и бумажные игрушки.
Вторая младшая группа
Центр познавательной практической деятельности: Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.
1.Лаборатория: - емкости для игр с водой, песком - песок, формочки; - вспомогательное оборудование: воронки, лейки; - природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны -элементарные измерительные приборы.
- Линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; -разнообразные волчки, игрушки- забавы.
- Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
- Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала.
Средняя группа
Центр познавательной практической деятельности: Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.
1.Лаборатория: - емкости для игр с водой, песком - природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны; - элементарные измерительные приборы.
- Линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; карточки-схемы проведения опытов. 3. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
- Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и прочее.
Старшая группа
Центр познавательной практической деятельности: Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам
- Лаборатория: - материалы для экспериментирования с песком, водой и снегом - природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны; - элементарные измерительные приборы:
2.Линейки разного размера, емкости различной формы одинакового и разного (5–6 шт.) размера, 30 ее изучения практическим путем. вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести), предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.
- Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
- Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.
- Оборудование для экскурсий (совки металлические для выкапывания растений, сачки для ловли насекомых и водных животных, пакетики для сбора семян, пресс для засушивания растений, емкости).
Источник: pedportal.by
Составители: Лапутько Н.М.
Шмигельская Г.А.