Взаимодействие специалистов учреждения дошкольного образования в вопросах планирования и организации работы с законными представителями

Семья для ребёнка –  ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. По этой причине семейное воспитание играет основополагающую роль в формировании личности ребёнка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.

Однако не все семьи в полной мере понимают значимость семейного воспитания и реализуют все возможности взаимодействия с детьми. Причины тому разные: одни семьи осознанно перекладывают ответственность за воспитание на учреждение дошкольного образования; другие – не знают, как воспитывать, полагаясь на саморазвитие ребёнка; у третьих – отсутствует понимание важности семейного воспитания.

Опыт работы педагогического коллектива нашего учреждения дошкольного образования позволяет утверждать, что правильно и грамотно построенная работа с законными представителями позволяет помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных задач.  

При организации совместной работы мы соблюдаем основные принципы:

  1. открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок. Его реализация осуществляется посредством размещения информации на сайте учреждения образования и социальных сетей.
  2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей прослеживается через проведение благотворительных акций «Наши дети», «От всей души», организацию совместных экскурсий, походов «По памятным местам», «Семь чудес Стародорожчины», совместное участие в парадах, посвящённых Дню Независимости и Дню Победы и т.д.
  3. создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единый подход к развитию личности ребёнка в семье и детском коллективе, путём пополнения материально-технической базы за счет бюджетных и внебюджетных источников
  4. диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка. В реализации данного принципа основная роль отводится педагогу-психологу, педагогу социальному. С целью диагностики более сложных проблем привлекаем кризисного психолога, тем более она ещё и является нашим родителем. Налажен контакт с психологом Стародорожской центральной районной больницы.

Всю работу с законными представителями наших воспитанников мы выстраиваем по определенной модели, где условно выделяем следующие этапы работы: ознакомительно-информационный; диагностический; стратегический; деятельностный (или практический); итогово-аналитический.

Ознакомительно-информационный этап предполагает первичное знакомство с семьей, посещение семьи на дому. В основном данную деятельность осуществляют заведующий (заместитель заведующего по основной деятельности), воспитатель дошкольного образования, педагог-психолог и педагог социальный.

Первичное знакомство семьи с детским садом начинается со знакомства с руководителем или заместителем руководителя учреждения дошкольного образования. При первой встрече через беседу узнаём причину выбора нашего учреждения, статус семьи (многодетная, полная, неполная, семья с детьми от разных браков, семья с приемными детьми, опекунская семья и т.д.), фиксируем все данные о семье. Уже с этого момента стараемся  установить доверительные отношения с родителем.

Далее в обязательном порядке проводим обзорную экскурсию по учреждению (если ранее дети этой семьи не посещали учреждение) с целью ознакомления с материально-технической базой, условиями пребывания ребёнка в детском саду, групповым помещением и знакомства с воспитателем дошкольного образования.

В дальнейшем воспитатель дошкольного образования группы, в которую определён ребенок, и педагог-психолог посещают семью, обследуют условия проживания ребёнка, получают первичную информацию о семье.

Если ребёнок посещает учреждение дошкольного образования не первый год, то информация о семье обновляется на начало каждого учебного года, анализируется, отмечаются изменения в сравнении с прошлым годом.

Диагностический этап предполагает  всестороннее изучение семьи, семейных отношений, ценностей, традиций, психолого-педагогической культуры родителей, отношения родителей к детскому саду. На данном этапе активно работают воспитатель дошкольного образования, педагог-психолог, педагог социальный, учитель-дефектолог посредством проведение экспресс-опросов, анкетирования, бесед с целью изучения ожиданий родителей от детского сада.

Полученная информация позволяет, по возможности, учесть пожелания родителей, сориентировать сотрудников учреждения дошкольного образования в оптимизации их деятельности.

Изучение психолого-педагогической культуры родителей позволяет выяснить уровень знаний родителей о психическом развитии ребёнка, возможностях и условиях его обучения и воспитания, стили родительского воспитания, особенности общения взрослых и детей.

Изучение взаимоотношений ребёнка с членами семьи является одним из важнейших направлений диагностической работы. Чаще всего это осуществляется через психологическое тестирование, проводимое педагогом-психологом, воспитателем осуществляется наблюдение за общением родителей с детьми.

Результаты диагностического этапа позволяют нам перейти к третьему этапу – стратегическому: планировать образовательный процесс и мероприятия с участием родителей.

На этом этапе все специалисты продумывают содержание и формы работы с родителями, планируют работу с семьями воспитанников, которые отражаются в планах работы на неделю, месяц, год с учётом социально-психологических характеристик семьи и запросов семьи, их актуальных потребностей и интересов, связанных с воспитанием и развитием ребёнка.

На данном этапе устанавливаем между педагогами и родителями доброжелательные отношения на будущее деловое сотрудничество. В этот момент стараемся заинтересовать родителей той работой, которую предполагаем с ними проводить. Работа, запланированная узкими специалистами с семьёй, находит свое отражение в годовом плане учреждения дошкольного образования.

На деятельностном (или практическом) этапе планируется конкретное содержание работы, проводится консультационно-информационная работа, выбираются формы сотрудничества:

коллективные (круглый стол «Наша семья и наши традиции», вечера вопросов и ответов «Как воспитывать мальчика?Как воспитывать девочку?» и др.)

индивидуальные (индивидуальные беседы, консультации «Как правильно вести себя за столом», «Нужно ли переучивать леворукого ребёнка?», посещение семьи на дому, анкетирование);

наглядно-информационные (памятки для родителей «Безопасность дома», папки–передвижки «Скоро в школу»; ящик идей и предложений);

информационно-коммуникационные (размещение информации в социальных сетях, на сайте учреждения дошкольного образования и т.д.)

Администрацией учреждения дошкольного образования регулярно проводятся общие родительские собрания, собрания попечительского совета,  индивидуальные встречи, где освещаются вопросы организации образовательного процесса в детском саду, отдельное место отводится созданию безопасных условий дома и на улице, обновлению материально-технической базы учреждения, организации дополнительных образовательных услуг.

Работа с родителями планируется и проводится всеми узкими специалистами:

руководитель физического воспитания формирует у родителей понимание важности здорового образа жизни и физического развития;

деятельность  музыкального руководителя направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах музыкально-творческого развития ребенка; 

от учителя-дефектолога родители получают необходимую информацию о речевых проблемах у ребенка и путях их устранения, эмоциональную поддержку.

Традиционными для нашего детского сада стали такие мероприятия, как проведение руководителем физического воспитания спортивных праздников, развлечений «Папа, мама, я — спортивная семья», Дней здоровья; музыкальным руководителем совместных праздников «Моя мама — самая, самая»,  педагогом-психологом проведение тренинга «Вместе мы сила», воспитателем совместных праздников «День защиты детей», воспитателем акции «Уборка снега по-Стародорожски».

На итогово-аналитическом этапе вся работа педагогов сводится к тому, чтобы показать и проанализировать результаты совместной работы, провести анализ достижений или неудач с целью корректировки в дальнейшем. Для педагогического коллектива это осуществляется на педагогическом совете, для родителей – заседании попечительского совета, общем родительском собрании, днях открытых дверей, для детей – на праздниках «Выпускной», отчётные концерты «Весёлая карусель».

Сегодня об эффективности проводимой в нашем дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

ответы на вопросы родителей ими самими, приведение примеров из собственного опыта;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

Систему работы  по взаимодействию специалистов учреждения дошкольного образования  с законными представителями мы предоставляем в виде здания детского сада, в котором с первого дня посещения детского закладывается «фундамент» доброжелательных взаимоотношений (ознакомительный этап), стены в детском саду возводятся на диагностическом этапе, дверь в детском саду строится на стратегическом этапе, окна – на практическом этапе, крыша возводится на итогово-аналитическом. Следовательно, если нарушить процесс «строение детского сада»: некачественно заложить  фундамент, не сделать дверь, в которую входят дети, не открыть окно, в которое попадает свет, то детский сад не будет эффективно функционировать. Так и система взаимодействия специалистов с родителями не будет иметь положительного результата, если один из этапов выполнен не в полной мере.

Это подтверждают результаты анкетирования  проведения среди родителей, опекунов, попечителей «Удовлетворенность деятельности учреждения дошкольного образования» (разработанные советом руководителей дошкольного образования Минской области) (диаграмма).

Говоря об эффективности взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования в вопросах планирования и организации работы с законными представителями, я как начинающий руководитель (в должности 8 месяцев) определяю следующие перспективы в работе:

  1. Активизировать взаимодействие с родителями в вопросах речевого развития детей (около 70% воспитанников имеют различные нарушения речи) через организация постоянно действующего онлайн-семинара;
  2. Организовать ежегодное проведение общесадовского мероприятия «Фестиваль семейного творчества» (ко Дню семьи);

Обеспечить законных представителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями

 

https://docs.google.com/presentation/d/1byr28xuPLwBptRzobLhRjaH7rHN_ZfZU8cR6gS5Rnz0/edit?usp=sharing