Когда приобщать детей к поэтическим произведениям?

Знакомим детей с поэзией

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.

Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение.

Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его неразрывном единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения.

Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».

Когда приобщать детей к поэтическим произведениям?

Знакомство детей с поэтическими произведениями может происходить не только в процессе специальных занятий, но и в индивидуальном порядке при проведении коротких минуток поэзии, в процессе других видов деятельности, во время подготовки к календарным и народным праздникам.

Большая часть стихов, с которыми знакомятся дошкольники в детском саду, заучиваются на память. Поэтому от педагогического мастерства воспитателей зависит их художественное чтение детьми.

Некоторые поэтические произведения педагог может использовать не только для заучивания с дошкольниками на память, но и для ознакомления маленьких слушателей с мелодией звучания художественного слова, его образностью и выразительностью.

Дети могут разыгрывать поэтическое содержание стихотворных произведений, инсценировать их.

Заучивание стихов с ребенком на память помогает отработать навыки правильного четкого произношения звуков, слов, словосочетаний.

Методы приобщения детей к поэзии

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом художественного восприятия поэзии. Дошкольники очень любят слушать и читать стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями.

В раннем детстве при слушании художественного стихотворного произведения его непосредственное содержание не имеет для детей никакой значимости и остается на втором плане.

Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с поэзией имеет свои особенности. Для младших дошкольников необходимо подбирать стихи небольшие по объему (4-6 строк), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они должны обязательно иметь динамическое движение, музыкальную рифму, передавать полное действие.

В большей степени этим требованиям соответствуют стихотворные произведения устного народного творчества, такие, как стишки «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», песенки («Заинька», «Спи, сыночек миленький»), заклички («Солнышко», «Дождик», «Божья коровка» и др.).

Поэзия в младшей группе

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада происходит в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.

Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п.

Чтение стихотворений

Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.

К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.

Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.

А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.

Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя. Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность.

Игровые приемы при ознакомлении с поэзией

Основное место при ознакомлении младших дошкольников с поэзией принадлежит игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей лучше запомнить их, а потом и воссоздавать четко и образно. Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно создать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».

После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.

Художественно-речевые занятия

Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.

Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.

Ознакомление с поэзией в средних группах

Методы и приемы проведения занятий по ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с поэзией значительно расширяются.

Вступительные беседы

Так, в начале занятий с ними уже можно проводить вступительную беседу. При этом воспитатель обращается к дошкольников с вопросами, которые связаны с содержанием произведения, или предлагает им вспомнить соответствующие события. Здесь же можно показать картину или вещь, о которых дети будут учить стихотворение.

Такая беседа перед чтением стихотворения даст возможность обратиться к собственному опыту ребенка, вызывает у него соответствующие ассоциации.

Так, при заучивании стихотворения Я. Коласа «Песня о весне» педагог вспоминает с детьми, какие изменения произошли в природе. Что интересного и нового они подсмотрели в весны, когда шли в детский сад?

Рассматривание репродукций картин

Можно рассмотреть репродукцию с картины Левитана «Март», отметить, какие признаки, изображенные на этой картине, рассказывают о наступлении весны. Попросить перечислить их, спросить, почему произошли такие изменения в природе.

Краткая беседа о хозяйке леса — белке, поможет детям глубже понять смысл стихотворения «Белка» Я. Печали.

Во время беседы в детей уточняют, каких лесных зверей они знают, Кто из лесных жителей, более других сладостей, любит орехи?

Предлагают описать этого зверька так, чтобы сразу все догадались, После такой беседы воспитатель читает стихотворение детям.

Как уже отмечалось, кроме вступительной беседы перед чтением стихотворения, можно рассматривать с детьми определенную вещь или игрушку, живое существо или растение.

Так, перед рассказыванием стихотворения «Карандаши» С. Соколова-Воюша, рассмотреть детские рисунки, что нарисованы разноцветными карандашами; перед заучиванием стихотворения «Подснежник» Деружинского — букетик подснежников.

Игровые ситуации и проблемные задачи

Начинать художественно-речевые занятия по заучиванию стихов в среднем дошкольном возрасте можно с создания игровой ситуации или решения проблемной задачи.

Игровые ситуации

Игровая форма ознакомления ребенка с поэтическими произведениями побуждает прочно запомнить их, а потом и воспроизводить образно и четко. Например, перед чтением стихотворения Ю. Тувима «Овощи» предложить детям поиграть в игру «Магазин овощей».

Воспитатель сам может приобрести в этом магазине все овощи, о которых рассказывается в произведении, а потом прочитать детям стихотворение.

Проблемные задачи

Проблемный вопрос перед заучиванием стихотворения «Зайчик» Е. Лось сделает его восприятие более интересным. Дети должны ответить, можно ли увидеть солнечного зайчика на стенке и вещах, когда солнышко спрячется за тучку.

Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст, после делается его элементарный анализ.

Вопросы ставятся таким образом, чтобы определить, понятен ли ребенку текст, а также с целью закрепления отдельных слов и выражений.

При этом желательно включить в вопросы слова и выражения из самого стиха. Потом воспитатель поощряет детей прослушать стихотворение еще раз и запомнить его.

Если это необходимо, педагог может прочитать стихотворение еще раз. Далее начинается заучивание стихов с ребенком индивидуально, читают наизусть сами дети. Чтение стихотворения начинают с тех, кто хорошо запомнил. Во время рассказывания стихотворения детьми можно подсказывать им отдельные слова и даже целые строки, одновременно необходимо учить детей рассказывать произведение выразительно, с интонацией.

Заучивание стихов с ребенком или инсценирование во время рассказывания

По этому поводу желательно даже проводить время в инсценировании стиха, где воспитатель читает стихотворение от автора, а ребенок выполняет при этом определенную роль в соответствии с содержанием стихотворения.

При дальнейшем восстановлении этого поэтического произведения можно вызваться уже двух детей. Такой прием способствует более сознательному усвоению содержания стихотворения, помогает овладеть соответствующей интонацией, выразительностью чтения.

Воспитанники среднего дошкольного возраста должны уметь воспроизводить стихотворение ясно и точно. При этом педагог большее внимание направляет на отработку их исполнительных умений.

Необходимо учить дошкольников управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путем постановки ударения, пауз. Дети уже должны уметь замечать, в каком месте меняется интонация и почему.

Жесты и мимика

Не меньшую роль выполняют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.

При этом воспитатель читает стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками».

Точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных стишков и песенок.

Детям этого возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы.

Чтобы стихи не забывались, их необходимо читать чаще: на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии и т. д.

Поэзия в жизни старших дошкольников

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером.

Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.

Так, заучивание стихов с ребенком «Осень золотая» С. Новикова предупреждает наблюдение детей за этой порой года, определение цвета, запахов, языка.

Прежде чем начать заучивание стихов с ребенком «Загадки на грядках» Р. Бородулина, можно разглядеть настоящие овощи. Рассмотрение картинок с изображениями животных предупреждает заучивание стихотворения «Про кота и мышку» Е. Лось.

С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова.

Так, в стихотворении «Едет осень» В. Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им.

После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.

Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.

Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется.

Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.

Знакомство детей с пейзажной лирикой

Например, если это пейзажная лирика, то будет правильным помочь детям увидеть, ощутить и запомнить картину, которую создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию, музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения. При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм.

В этом случае можно посоветовать ребенку нарисовать то, что ему представлялось во время чтения стихотворения, Очень полезным является «устное рисование». Так, детям предлагают вспомнить и устно нарисовать свои представления тех видений природы, что описаны в стихе.

Юмор в стихах

Отдельно необходимо остановиться на восприятии юмористических стихотворных произведений дошкольниками. Воспитатель должен обратить внимание детей на смешные строки в тексте, но не заниматься их подробным объяснением. Смешное, веселое принимается не логикой, не анализом, а особым чувством, чувством юмора.

Если педагог все же пытается объяснить такие произведения, то смешное перестает быть смешным. Для дошкольника все юмористические произведения, в первую очередь, являются своеобразной словесной игрой, правила которой определены самим назначением стиха.

Заучивание стихов с ребенком — как учить?

В старшем дошкольном возрасте при воспроизведении стихотворения ребенок читает его от начала до конца. Воспитатель только подсказывает отдельные слова или ставит наводящие вопросы до тех слов, которые ребенок забывает.

Например, заучивание стихов с ребенком Н. Гилевича «Наша матушка» можно помочь рассказать стихотворение при помощи следующих вопросов: «Как заботилась о нас матушка?», «Что учила говорить родным языком?»

Подражая воспитателю, дети учатся читать выразительно, с соответствующей интонацией.

Воспитатель может объяснить дошкольникам, как читать определенные места стиха, где с умилением, с нежностью, где с особой интонацией.

Чтение по ролям

Старшие дошкольники читают тексты по ролям и инсценируют их.

После заучивания стихотворения воспитатель распределяет роли среди детей и разъясняет им, когда и какую часть стиха необходимо читать. Чтение по ролям развивает внимание ребенка, заставляет его следить за текстом.

Детям старшего дошкольного возраста можно на одних занятиях знакомиться с несколькими стихами разных авторов на одну близкую тему. При этом один стих заучивается по памяти, а другие просто читаются с их последующим художественным анализом.

Детям очень интересно отыскать в различных стихах слова, которыми поэты передают одни и те же событии, сравнить, сопоставить их между собой.

Каждый педагог сталкивается с трудностями при заучивании стихов. Если это предназначается для утренников, то самый легкий вариант — отдать, пусть учат с родителями.

И чаще всего при таком подходе нет ни четкости, ни интонации, ни красоты поэзии и слова.

Как же проводится заучивание стихотворений в старшей и подготовительной группах?

Дидактические игры вроде «Найди слово, которое звучит похоже» проводится и как часть занятий, и в свободное время. До того как прозвучит текст, нужно объяснить незнакомые слова.

На примере стихотворения Я. Коласа «Приход зимы» попробуем показать несложную методику заучивания стихотворения.

Можно уже за неделю начать играть в игру «Найди похожее по звучанию слово», например: мату — вату, духом — пухом, сани — Ване и другие словосочетания.

Затем однажды утром или вечером, когда за окном воет метель, на окнах изморозь, которые описаны в стихотворении, вы обращаете на это внимание детей.

И опять же не сразу: «Вот посмотрите, мороз оставил следы». Дайте им самим увидеть без электрического света, через окно смотреть на улицу, а сами тихо читаете одну-две строки: «Закрывайте плотно дом, чтоб не дули холода. Снег лежит, словно море, словно белый океан, правда?»

На прогулке покажите тот белый океан снега. На листе бумаги дети свободно наносят мазки, а вы подсказываете: «Рисуйте и вдоль и поперек!» Или позовите детей к себе не просто: «Идите сюда», а радостно: «Айда сюда!» Так и дети познакомились с новыми словами.

И вот наступило время послушать стихотворение о зиме. Вы читаете, а половина слов — знакомые. Вам только остается установить логические связи.

Воспитатель: «Зачем нужно плотно закрывать дом? Чтобы…» Дети договаривают: «Чтобы не дули холода». Если лирика не стихотворной строкой, то прочитайте, чтобы дети услышали авторское слово. И эхом повторили. Игра так и.называется: «Эхо». Воспитатель читает строчку, а дети повторяют.

Затем разбирается содержание, но не по стандартным вопросам, а ориентируясь на эмоциональное восприятие: «Вы слышали, что я вам читала, или видели?

Что вам захотелось сделать, когда я читала строки? Какая музыка должна звучать, когда мы слушали стихотворение? Веселая, замороженная, сердитая, фантастическая?» Дайте детям подумать и высказаться.

Затем читается стихотворение полностью, воспитатель позволяет тем, кто хочет, нарисовать все, что понравилось в стихе. Но это будет секрет. Никто никому не показывает. Дети рисуют.

Если есть в стихотворении простой язык, то дети по желанию выполняют чтение в ролях. Замечено, что скорее всего дети запоминают тексты в ролях или в играх, когда читают текст и помогают движениями. Один-два раза — и текст изучен.

Произвольное заучивание стихов с ребенком

Заучивание стихов с ребенком или группой детей проходит произвольно. Дети могут договаривать, даже поиграть, а после воспитатель позволяет им посмотреть на картинки и угадать, какая строка изображена, и как она звучит в стихотворении. Остальные дети помогают. Не нужно добиваться, чтобы обязательно каждый проговорил стих.