Ознакомление с художественной литературой

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

План:

I.Введение.
1. Актуальность темы. Её значение.
2. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
II. Методика работы с художественной литературой в детском саду.
1. Методика художественного чтения и рассказывания детям.
2. Методика заучивания стихотворений.
3. Использование художественной литературы вне занятий.
4. Методика обучения пересказу.
5. Предметно-развивающая среда.
III. Используемая литература.


I. Введение
1. Актуальность темы. Её значение.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к
книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать
странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С
появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной
из особенностей восприятия литературного произведения детьми является
сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер.
Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его
врагами.
Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ,
придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже
может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании
прочитанного.
Как же ему помочь?
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не
сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из
существующих.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед
детьми смысл человеческих отношений, переживаний.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую
литературу первоосновой воспитания. Художественная литература
формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения,
воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное
произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики
образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные
образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и
точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской
речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много
новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и
поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение
к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие
средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо
выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его
эстетической функции. Владение языковыми и изобразительновыразительными средствами служит развитию художественного восприятия
литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим
лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,
необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания
этого вида искусства дошкольниками.


2. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению
детей с художественной литературой:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать
способность к целостному восприятию произведений разных жанров,
обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную
отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их
специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах
образности в языке.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность
понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать
музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность
рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к
долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.
Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж,
литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок
знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка,
пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и
зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого,
К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается
давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и
иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной
литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития,
существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как
для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В
основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих
положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное
произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные
функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания.
II. Методика работы с художественной литературой в детском саду.
1. Методика художественного чтения и рассказывания.
М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение и рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой
(чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством
образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного
жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров
(загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и
уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:
а) Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с
картины
известного художника.
б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила
воздействия произведений на эмоции ребенка.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки
«Три
медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).
б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке
«Репка»).
в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи.
а) Оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе
беседы
о школе чтение стихов, загадывание загадок).
б) Чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение
стихов, закрепление материала).
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной
литературой.
Основными методами являются следующие:
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей.
2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста
(возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает
большие возможности для привлечения внимания детей.
3.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство
вторичного ознакомления с художественным произведением.
4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или
рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы
с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.
Вводная беседа.
Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В
такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе,
напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если
предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать
интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее
нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя
автора.
Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.
 Младший дошкольный возраст.
У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение
сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать
содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы
детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр
художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В
этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку,
однако речь их недостаточно выразительна.
 Средний дошкольный возраст.
В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей
способности к восприятию литературного произведения, стремления
эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание
детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух
стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым
особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших
группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен
небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат
отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается,
какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение
размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать
их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность
поддерживать интерес к художественному слову.
 Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам,
желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт
дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев,
мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому
слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
2. Методика заучивания стихотворений.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на
воспитание у людей любви к поэзии, ознакомление с поэтическим
произведением развитие умений воспринимать и выразительно
воспроизводить стихи. Заучивание стихотворения – одно из средств
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей
привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две основные
стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму
(музыкальность, ритмичность). Заучивание стихов включает в себя два
процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е.
чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста
зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение,
прочувствует его. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем
встает две задачи:
Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к
длительному удержанию стихотворение в памяти.
Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение,
которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в
произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или
изменение порядка слов нарушают художественную форму.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над
запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется
переучивать, т.к. он приобретет привычку читать невыразительно. С другой
стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит
задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
 Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или
пропадает смысл стихотворения, появляются дефекты речи,
закрепляется неправильное произношение.
 Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи,
стихотворения заучиваются целиком.
 Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном
занятии. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму
повторения, читать по ролям, повторять при подходящих
обстоятельствах.
 В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные
особенности, их склонности и вкусы. Молчаливым детям предлагаются
ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать
свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
 Необходимо создавать атмосферу поэзии в детском саду, когда
поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на
природе.
Построение занятия по заучиванию стихотворения особенное. В начале
занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние,
благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения.
Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После
беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без
установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия
музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения
педагога дает возможность пережить минуту эмоционального
сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. с целью более
глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению
проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с
опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать
возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так,
чтобы дети могли отвечать словами текста. Повторно произведение читается
с установкой на запоминание. Лучшему запоминанию стихов способствуют
такие приемы:
 Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).
 Досказывание детьми рифмующего слова.
 Чтение по ролям.
 Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от
лица коллектива.
 Драматизация с игрушками.
 Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К.
Чуковского).
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
 Образец выразительного чтения.
 Пример выразительного чтения ребенка.
 Оценка чтения.
 Подсказ нужной интонации.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
Младшая группа
В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки
(А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки,
животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают
возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в
заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно
развита способность к запоминанию, на занятиях не ставится задача
запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе
многократного повторения.
Средняя группа
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию
интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи,
пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как
специальное занятие, или как его часть, где ставится задача запомнить
произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи
(Е. Благинина «Мамин день»).
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно,
отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу
и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по
содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет
перед дворцом»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания
басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).
3. Использование художественной литературы вне занятий.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия
дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми
вне занятий.
Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные)
занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором
взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы
повышается, а утомляемость уменьшается.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться
занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни
детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой
деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а
формы деятельности, в которую включается художественное слово более
разнообразны, чем на занятиях.
При использовании литературных произведений вне занятий решаются
следующие задачи:
1.Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой,
воспитание положительного эстетического отношения к произведению,
умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании
художественного вкуса.
2.Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений
литературы и народного творчества.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя
чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или
первичность подачи материала. Повторное чтение дается помимо занятий.
4.Методика обучения пересказу.
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у
детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет
неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу
способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти,
внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение,
усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы
позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» —
внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи,
способности оценивать правильность высказываний с точки зрения
соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке
положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и
др.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития
речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в
связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид
монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он
придерживается авторской композиции произведения, в нем используется
готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время
у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста
необходимо проводить подготовительные упражнения.
Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием
действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения.
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает
первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к
совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова
или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта
работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия
по пересказу. Пересказ является новым видом речевой деятельности.
Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказу, поддерживать
проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать
особенности детского восприятия литературно-художественных
произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень
развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают
пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих –
новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное
произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в
помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий,
проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в
изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки
материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и
структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять
образные описания, сравнения и опускает их.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить
большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В
этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального
освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее
ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь,
усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.
Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают
усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети
уже могут использовать собственные, удачно найденные образные
выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку
художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для
пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре,
языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для
средней группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и
совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей
группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно,
последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.
Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями
передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые
ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для
сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно
громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому
существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа,
суть которых заключается в следующем:
 доступное, понятное детям содержание;
 разнообразие жанров;
 четкая композиция;
 простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых
средств;
 небольшой объем.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному,
развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость,
толерантность).
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и
описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:
короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои
особенности и свои возможности воспитательного воздействия.
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство
формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об
этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что
дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если
рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им
близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному
опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с
привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут
активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа
воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников
представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между
его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой
и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в
произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям,
должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения
Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят
для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст
рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в
таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также
использовать произведения В.Осеевой, В.Бианки, М.Пришвина.
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то
сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми.
Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое
слово при пересказе и даже гордятся этим.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого
для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны
сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты,
вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа
пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и
грамматической структуре.
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие
дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания.
Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее
задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их
представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ
описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе
наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или
явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают
его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они
пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо
предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с
моментом особенно сильного сюжетного напряжения.
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов
для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи
считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие
предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При
подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего,
учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность.
При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на
восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого
параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать
следующее:
 если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе
во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом
произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно
воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных
вопросов воспитателя;
 в начале работы качество детских пересказов зависит от величины
произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности
и динамичности произведений более короткие дети пересказывают
последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично
(примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких
сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его
прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду
деятельности.
Построение занятия определяется разнообразием его задач.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть.
Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его
идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
Задачи:
 выяснить знания детей по теме произведения;
 обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
 расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в
произведении;
 обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием
произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
Для того, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два
этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели:
 уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик
образов, последовательности событий);
 привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные
определения, сравнения, фразеологизмы);
 активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой
речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа,
особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по
ходу его сюжета.
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я
читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с
первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста
(несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек).
Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее
яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям,
инсценировка).
7. Анализ пересказов детей.
Анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в
подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой
является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей
вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие
формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую
Сереже...», «А может быть, лучше...»
Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.
1. Приемы, способствующие эффективности восприятия
художественного произведения:
 рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет
речь в рассказе;
 лексико-грамматические упражнения на лексическом и
грамматическом материале рассказа;
 использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д.,
способствующих пониманию содержания рассказа;
 наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному
опыту детей.
2. Приемы, работы над текстом произведения:
 беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных
героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка
произведения);
 выстраивание в логической последовательности серии сюжетных
картинок к рассказу или сказке;
 выделение из текста фраз к каждой картинке;
 придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным
фрагментам текста;
 частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно
трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
 составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств
могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к
каждой части текста предметные картинки, а также символы и
пиктограммы).
3. Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
 Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен
подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях
обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка
(договаривание ребенком начатой фразы, попеременное
проговаривание последовательных предложений), а также отраженный
пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно
начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ
целесообразен для немедленного исправления грамматической или
смысловой ошибки ребенка.
 В тех случаях, когда произведение делится на логические части и
достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и
др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков
руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда
подчеркивая это обстоятельство.
 Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в
деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ
по ролям (в лицах).
 В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица
или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии
с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть
необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих
приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно
классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические
упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны
на дидактических, тренировочных текстах.
 игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).
5.Предметно-развивающая среда.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и
воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается
литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное
место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать
иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд
требований:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во
избежание хождения и шума.
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным,
привлекательный.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых
выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у
детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как
игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные
картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим
количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к
самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает
текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с
участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта
(бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон
с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к
книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на
темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей
рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на
последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей
формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более
разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети
могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские
народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения
русских классиков, произведения о природе, познавательная литература,
карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются
также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки,
беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной
литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих
читателей.
III. Используемая литература:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и
рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич.
– М.: Просвещение, 1981/
3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В.
Логинова. – СПб.:Питер, 1996.
4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982/
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967.