Опорное учреждение

Консультация для воспитателей: "Логоритмика как средство коррекции речи у детей с речевыми нарушениями"

05.04.2021

Консультация для воспитателей:

"Логоритмика как средство коррекции речи у детей с речевыми нарушениями"

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звенаразвитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных норм, развитием волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности. Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся эстетические чувства.

Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:

1) благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

2) благотворное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражания другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;

5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;

6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.

Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.)Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задачразвития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 20 до 30 минут. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

 

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да. (три хлопка в ладоши)

- Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

СНЕГ

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

БАБОЧКА

Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся. (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. («летать», имитируя движения бабочки)

 

 

свернуть

Консультация для педагогов «Влияние музыки на психофизическое развитие детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития»

24.03.2021

«Влияние музыки на психофизическое развитие детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития»

 

 

Особое место в работе с детьми с особенностями психофизического развития занимают музыкально-ритмические занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями, с другой стороны, у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан, трясёт погремушкой  и др.) и при этом, получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться c незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда музыкальный руководитель видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т.д.

Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с особенностями в развитии, позволяют решать коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.

На музыкально-ритмических занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.

Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).

Очень хороших результатов позволяют достичь музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Часто дети с аутистическими нарушениями оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. В этом случае музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным руководителем и проявление собственной активности.

                                                  Подготовил музыкальный руководитель: Галезник В.В.

свернуть

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

10.03.2021

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

 

 

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

      В системе современного дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. И помочь нам педагогам и вам родителям может обучающий конструктор - LEGO.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме;
  • конструирование по теме: позволяет расширить кругозор и лексику ребенка по определенной теме;
  • конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно.
  • конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала;
  • конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать.

Данная технология способствуют развитию не только мелкой моторики и психических процессов, но и развитию речевой активности у дошкольников. В ходе занятия с LEGO - конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работа по лексическим темам с применением LEGO - конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Так же можно использовать LEGO - конструктор при проведении занятий по обучению грамоте. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по набору кирпичиков.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).  Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)                Использование ЛЕГО-конструктора в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Такая работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает процесс развития речи более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать у детей дошкольного возраста потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

 

Подготовила учитель-дефектолог: Козлова И.В.

свернуть

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ Консультация для воспитателей специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

21.02.2021

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

17.02.2021

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

                                                              

"Раз речь не ясна, она не достигнет своей целиАристотель.

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

- речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж. Но практика часто показывает противоположные результаты, родители очень часто, не уделяют своему ребенку должного внимания, они куда-то спешат, опаздывают… и им совсем некогда поговорить, рассказать, объяснить, ребенку что-то новое и интересное. И, к сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося» малыша, - «Сядь, молчи и не болтай!». А ведь именно дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.   

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга.

Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Вот, например игры и упражнения, которые можно использовать родителям в домашних условиях.

Игра "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Вам понадобится картинный материал и вопросы. Задайте ребенку следующие вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку" Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение "Загадки" Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он овальный, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное и т.д. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

В первую очередь родителям нужно обратить внимание:

1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

 

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Большева , Т.В. Учимся по сказке : учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. – СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 102 с.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2011. – 640 с.
  4. Кислякова, Ю.Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения / М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова. – Минск : Народная асвета, 2013. – 60 с.
  5. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 55 с.

Подготовил: учитель-дефектолог Козлова И.В.

 

свернуть

Что способствует правильному речевому развитию?

03.02.2021

         Что  способствует правильному речевому развитию?

  1. Речь взрослых должна быть правильной и спокойной. С ребёнком нельзя говорить в быстром темпе, так как вследствие ещё недостаточно развитого речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.
  2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему нужно спокойно и мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность взрослых раздражает и обижает ребёнка, может вызвать молчаливость.
  3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй» – так ребёнок тренирует свои органы речи. Однако ему следует напомнить, что нужно говорить тише, в случае, если кто-то спит или болен, не кричать громко, когда играешь.
  4. Не рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы, обучать чтению в 3-4 года без его желания, так как результат может быть обратный желаемому. Для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки.
  5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрации его способностей перед гостями.
  6. При позднем развитии речи нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас, при необходимости – обратиться к специалистам.
  7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами (компьютером) особенно перед сном. Это перевозбуждает ребёнка, способствует расстройству нервной системы, сна.
  8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

 

свернуть

Семинар-практикум для учителей-дефектологов «Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с особенностями психофизического развития посредством игровой деятельности»

22.01.2021

Роль родителей в формировании речи

03.01.2021

Развиваем речь сказками с картинками

03.12.2020

Советы учителя-дефектолога "ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ ДОМА"

20.11.2020

Речевые игры "По дороге в детский сад"

04.11.2020

Картотека дыхательной гимнастики

26.10.2020

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

05.10.2020

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.       Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

                 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

     Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.       Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слухаЭто очень важно для правильного звукопроизношения.       Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего ребенка.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

                Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Артикуляционная гимнастика

 

 

 

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 1)

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 2)

 

 

 

 

свернуть

Консультация для воспитателей «Летом играем и речь развиваем!»

10.07.2020

Рекомендации учителя-дефектолога

23.06.2020

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

03.06.2020

Советы учителя-дефектолога

25.05.2020

Консультация для родителей "Если ребенок левша?"

05.05.2020

Консультация для родителей младшей группы: «Создание  условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет»

13.04.2020

 

Консультация для родителей младшей группы:

«Создание  условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет» 

   Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет

            в условиях семьи.

 

Возрастные особенности усвоения звуковой стороны речи детей 3-4 лет

 

         Основной задачей воспитания ЗКР у детей младшего возраста является обучение их 

    правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению   слов.

    Поэтому наша работа сейчас направлена на уточнение и закрепление правильного

    произношения звуков.  Характерной особенностью становления звуков в возрасте  3-4

    лет является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как правило, к трём

    годам ребёнок должен овладеть всей системой звуков родного языка. Исключения

    могут составить шипящие звуки (ш, ж), сонорные (р., л), свистящие (с, з).

        

В результате наблюдений (в течение полугода) за детьми, мы выявили, что

    большинство детей в нашей группе имеют разный уровень речевого развития: к

    сожалению, никто не говорит чисто и правильно, большинство детей говорят не

    достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, недостаточно

    открывают рот, слабо артикулируют звуки. Это не патология, а только то, что у детей

    медленно развивается моторика речедвигательного аппарата.  Поэтому, одной из

    важнейших задач в младшем возрасте является выработка лучшей координации

    органов артикуляционного аппарата детей (даю примеры артикуляционной

    гимнастики, которую мы проводим в д./с). Заниматься перед зеркалом, 2-3 минуты.

          

И голосом дети не достаточно умеют владеть (менять громкость и скорость речи,

    правильно пользоваться средствами интонационной выразительности).  Нужно

    приучать детей уже сейчас слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е.

    развивать слуховое внимание.  Для этого можно использовать различные шумовые

    игрушки и игры (бумага, ложка, барабан, молоточек, колокольчик и др.).  Например,

    ребёнок садится к вам спиной, а вы производите звуки различными предметами.

  

    Ребёнок должен угадать – что это за звук?

Дети в этом возрасте часто говорят тихо или, наоборот, крикливо, не умеют

    говорить шепотом. Поэтому следующая задача, которая стоит перед нами – научить

    детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е.

    развивать голосовой аппарат.  Для этой цели можно использовать игрушечные наборы

    животных разных размеров.  Играя с ними в такие игры, как «Угадай, кто кричит?»,

    «Большой - маленький» мы учим ребёнка произносить звукоподражания голосом

    различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?

 

         Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования

    звуковой стороны речи. Немаловажную роль в правильном произношении звуков

    имеет и речевое дыхание. Так как для произношения некоторых звуков требуется

    достаточной силы выдох (в, ф, с, з и др.). У детей нашего возраста, как правило, выдох

    ослаблен, укорочен. С целью развития речевого дыхания мы проводим дыхательную

    гимнастику, где дети делают вдох носом, а на выдохе произносят определённый звук.

    В домашних условиях рекомендуем сдувать «снежинки» с ладони (ватный комочек),

    мыльные пузыри и др.

         Таким образом, воспитание ЗКР у детей младшего возраста направлено на усвоение,

    закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного

    произношения слов и фраз, на укрепление голосового и артикуляционного аппарата, на

    развитие слухового восприятия.

 

  • Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
  • Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

   Далее хочу предложить игрушки и  игры, которые могут быть использованы вами в

   домашних условиях для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия

   речи, которые будут учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или

   предметом, внятно произносить  слова  различной  структуры, отвечать на вопросы;

   громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

 

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

 

  • Наборы игрушек (животных, птиц…)

-  для уточнения произношения в звукоподражаниях:

     Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

    («Угадай, кто кричит?»,  «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

 

  • Кубикиразвивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

Родителям  раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

-  К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

-  Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

  

Что  из этого можно   приготовить?

      -   Кто это?  Какие части  тела у него есть?  Где  живёт?   Как зовут детёныша, его 

         маму и папу?    Чем питается?

 

  • Пластилин и паста для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

-  Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики -   «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и  вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

 

  • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

-   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

-   используются для проигрывания знакомых сказок.

 

  • Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

-  развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

     -  Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

     

  • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -

-  Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают  усидчивость.

 

  • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)  

-   Обогащают  словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

-   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» -

зайчик); «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

 

  • Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Несколько способов использования детского лото для развития речи и усвоения звуков:

  • Проговаривание названий картинок четко и внятно.
  • Когда все картинки уже закрытывспомните их и назовите: развитие памяти
  • Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
  • Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

     Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный,      

                                                                                                                                 резиновый.

 

 

        

Пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца.

    Каждая игра – это общение с ребёнком, это школа сотрудничества, в которой ребёнок учится радоваться успеху, переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры принесут пользу для развития ребёнка. Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела.

 

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:

 

  • Мы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
  • - Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

 Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 

свернуть

Игры по дороге в детский сад

06.03.2020

Информация для родителей

Информация для педагогов

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах - участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции развития инклюзивногообразования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Основные направления реализации инклюзивного образования

Конвенция о правах инвалидов

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Создание необходимых условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

 График работы учителя-дефектолога 

Козлова Ирина Вячеславовна 

 

Пн-ср          8:00-12:30

                  15:00-17:30

 

Чт-пт           8:00-12:30

Дамарад Ирина Викторовна

 

Вт              15:00-17:30

Чт              15:00-17:30

 

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием. Полноценное речевое развитие малыша невозможно без правильной речевой 

Речь взрослого - образец для подражания   

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов.

Артикуляционная гимнастика 

Редко кто из родителей задумывается,  как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова. Роль словарного запаса особенно важна при овладении  грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово.

Как пополнять словарный запас у детей.

свернуть
4 февраля, вторник

Консультация для родителей

подробнее...