Опорное учреждение

Роль родителей в формировании речи

03.01.2021

Развиваем речь сказками с картинками

03.12.2020

Советы учителя-дефектолога "ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ ДОМА"

20.11.2020

Речевые игры "По дороге в детский сад"

04.11.2020

Картотека дыхательной гимнастики

26.10.2020

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

05.10.2020

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.       Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

                 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

     Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.       Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слухаЭто очень важно для правильного звукопроизношения.       Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего ребенка.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

                Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Артикуляционная гимнастика

 

 

 

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 1)

«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 2)

 

 

 

 

свернуть

Консультация для воспитателей «Летом играем и речь развиваем!»

10.07.2020

Рекомендации учителя-дефектолога

23.06.2020

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

03.06.2020

Советы учителя-дефектолога

25.05.2020

Консультация для родителей "Если ребенок левша?"

05.05.2020

Консультация для родителей младшей группы: «Создание  условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет»

13.04.2020

 

Консультация для родителей младшей группы:

«Создание  условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет» 

   Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет

            в условиях семьи.

 

Возрастные особенности усвоения звуковой стороны речи детей 3-4 лет

 

         Основной задачей воспитания ЗКР у детей младшего возраста является обучение их 

    правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению   слов.

    Поэтому наша работа сейчас направлена на уточнение и закрепление правильного

    произношения звуков.  Характерной особенностью становления звуков в возрасте  3-4

    лет является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как правило, к трём

    годам ребёнок должен овладеть всей системой звуков родного языка. Исключения

    могут составить шипящие звуки (ш, ж), сонорные (р., л), свистящие (с, з).

        

В результате наблюдений (в течение полугода) за детьми, мы выявили, что

    большинство детей в нашей группе имеют разный уровень речевого развития: к

    сожалению, никто не говорит чисто и правильно, большинство детей говорят не

    достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, недостаточно

    открывают рот, слабо артикулируют звуки. Это не патология, а только то, что у детей

    медленно развивается моторика речедвигательного аппарата.  Поэтому, одной из

    важнейших задач в младшем возрасте является выработка лучшей координации

    органов артикуляционного аппарата детей (даю примеры артикуляционной

    гимнастики, которую мы проводим в д./с). Заниматься перед зеркалом, 2-3 минуты.

          

И голосом дети не достаточно умеют владеть (менять громкость и скорость речи,

    правильно пользоваться средствами интонационной выразительности).  Нужно

    приучать детей уже сейчас слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е.

    развивать слуховое внимание.  Для этого можно использовать различные шумовые

    игрушки и игры (бумага, ложка, барабан, молоточек, колокольчик и др.).  Например,

    ребёнок садится к вам спиной, а вы производите звуки различными предметами.

  

    Ребёнок должен угадать – что это за звук?

Дети в этом возрасте часто говорят тихо или, наоборот, крикливо, не умеют

    говорить шепотом. Поэтому следующая задача, которая стоит перед нами – научить

    детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е.

    развивать голосовой аппарат.  Для этой цели можно использовать игрушечные наборы

    животных разных размеров.  Играя с ними в такие игры, как «Угадай, кто кричит?»,

    «Большой - маленький» мы учим ребёнка произносить звукоподражания голосом

    различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?

 

         Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования

    звуковой стороны речи. Немаловажную роль в правильном произношении звуков

    имеет и речевое дыхание. Так как для произношения некоторых звуков требуется

    достаточной силы выдох (в, ф, с, з и др.). У детей нашего возраста, как правило, выдох

    ослаблен, укорочен. С целью развития речевого дыхания мы проводим дыхательную

    гимнастику, где дети делают вдох носом, а на выдохе произносят определённый звук.

    В домашних условиях рекомендуем сдувать «снежинки» с ладони (ватный комочек),

    мыльные пузыри и др.

         Таким образом, воспитание ЗКР у детей младшего возраста направлено на усвоение,

    закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного

    произношения слов и фраз, на укрепление голосового и артикуляционного аппарата, на

    развитие слухового восприятия.

 

  • Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
  • Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

   Далее хочу предложить игрушки и  игры, которые могут быть использованы вами в

   домашних условиях для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия

   речи, которые будут учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или

   предметом, внятно произносить  слова  различной  структуры, отвечать на вопросы;

   громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

 

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

 

  • Наборы игрушек (животных, птиц…)

-  для уточнения произношения в звукоподражаниях:

     Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

    («Угадай, кто кричит?»,  «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

 

  • Кубикиразвивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

Родителям  раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

-  К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

-  Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?

  

Что  из этого можно   приготовить?

      -   Кто это?  Какие части  тела у него есть?  Где  живёт?   Как зовут детёныша, его 

         маму и папу?    Чем питается?

 

  • Пластилин и паста для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

-  Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики -   «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и  вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

 

  • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

-   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

-   используются для проигрывания знакомых сказок.

 

  • Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

-  развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

     -  Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

     

  • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -

-  Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают  усидчивость.

 

  • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)  

-   Обогащают  словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

-   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» -

зайчик); «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

 

  • Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Несколько способов использования детского лото для развития речи и усвоения звуков:

  • Проговаривание названий картинок четко и внятно.
  • Когда все картинки уже закрытывспомните их и назовите: развитие памяти
  • Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
  • Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

     Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный,      

                                                                                                                                 резиновый.

 

 

        

Пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца.

    Каждая игра – это общение с ребёнком, это школа сотрудничества, в которой ребёнок учится радоваться успеху, переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры принесут пользу для развития ребёнка. Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела.

 

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:

 

  • Мы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
  • - Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

 Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 

свернуть

Игры по дороге в детский сад

06.03.2020

Информация для родителей

Информация для педагогов

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах - участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции развития инклюзивногообразования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Основные направления реализации инклюзивного образования

Конвенция о правах инвалидов

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Создание необходимых условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

 График работы учителя-дефектолога 

Козлова Ирина Вячеславовна 

 

Пн-ср          8:00-12:30

                  15:00-17:30

 

Чт-пт           8:00-12:30

Дамарад Ирина Викторовна

 

Вт              15:00-17:30

Чт              15:00-17:30

 

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием. Полноценное речевое развитие малыша невозможно без правильной речевой 

Речь взрослого - образец для подражания   

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов.

Артикуляционная гимнастика 

Редко кто из родителей задумывается,  как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова. Роль словарного запаса особенно важна при овладении  грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово.

Как пополнять словарный запас у детей.

свернуть
4 февраля, вторник

Консультация для родителей

подробнее...