Опорное учреждение

Консультация для воспитателей групп интегрированного обучения и воспитания Особенности организации образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания""

24.09.2021

Подготовка руки к письму. Как правильно?

17.09.2021

Подготовка руки к письму. Как правильно?

 

 

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Для того чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринять его на слух (для этого необходима также достаточно развитая артикуляция), соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

По данным физиологических исследований, необходимого для полноценного письма уровня развития нервной системы и мышц ребенок достигает к 7 годам.

 

Также специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников:

-фонематическая сторона (умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами);

-графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры);

-техническая сторона (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями).

Дошкольник только знакомится с письмом, поэтому этот период называют ориентировочной стадией. Первоначально малышу приходится прикладывать большие усилия и сознательно контролировать все свои действия, зрительно сверяя каждый элемент буквы с образцом. На этом этапе очень важно, чтобы у ребенка сформировался цельный образ буквы на основе чувственного опыта. Автоматизации письма можно достичь с помощью регулярных упражнений.

У детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.

Игры с крупами: перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие и так далее. Крупы также могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для малышей.    Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.

 

Игры с кинетическим песком, лепка, мозаика, шнуровки, пальчиковая гимнастика - эти занятия подходит даже самым маленьким детям. Начинать упражнения рекомендуется с массажа пальцев (сначала ребенок массирует кончики пальцев, затем фаланги), а также поглаживания и растирания пястья и запястья. Пальчиковые игры развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными, что впоследствии помогает при письме. Такие игры очень нравятся малышам, поэтому они с радостью воспримут их как ежедневный ритуал.

Упражнения в практической жизни по системе Монтессори: уход за цветами, чистка обуви, накрывание на стол, уборка -  все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

Для детей постарше существует еще больше вариантов подготовки руки к письму:

Рисование и раскрашивание. Эти виды деятельности способствуют развитию двигательных ощущений и мелкой моторики. Рисуя, малыш учится проводить прямые и волнистые линии в разных направлениях, а также ограничивать свои движения в рамках заданной области. Кроме этого ребенок видит результат своей работы, что мотивирует его на дальнейшие успехи и совершенствование.

Каплетерапия. Этот вид рисования при помощи разноцветных капель обладает большим потенциалом для подготовки руки к письму. Используя специальную пипетку для творчества, ребенок тренирует щипковый захват, а, значит, впоследствии, будет готов правильно держать пишущие принадлежности. Техника рисования каплями способствует развитию аккуратности, координации и точности движений руки.

 

 

Вырезание и аппликация, написание букв на песке или манке, рисование мелом на доске – все это способствует развитию подвижности пальцев рук.

В системе Монтессори для подготовки руки к письму используются специальные рамки-вкладыши. Задача ребенка – обвести рамку по контуру, а затем заштриховать получившуюся фигуру. В процессе этого малыш учится правильно держать карандаш и контролировать свою руку.

Шершавый алфавит (по Монтессори). Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.

Игра на музыкальных инструментах. Так, например, при игре на барабанах отлично тренируются сгибательные и разгибательные мышцы кистей, а игра на клавишных и струнных инструментах способствует развитию подвижности пальцев.

Графические диктанты. Это задание заключается в том, чтобы на листе в клеточку под диктовку нарисовать узор или изображение чего-либо (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее). Рисование по клеточкам отлично готовит руку к письму, а также развивает внимание, пространственное мышление и воображение.

 

Прописи для дошкольников. Этот способ подготовки руки к письму является самым распространенным. При выборе прописи обратите внимание на ее дизайн: он не должен быть слишком ярким и пестрым, иначе это будет только отвлекать малыша от задания. При этом интересное оформление со стихами, загадками и нарисованными персонажами только приветствуется. Желательно, чтобы в прописи присутствовали разнообразные упражнения: обводилки, штриховки, дорисовки. Уровень сложности заданий в рабочих тетрадях должен постепенно возрастать.

Необходимо обязательно уделять внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать – как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании.

Во время рисования рука не должна быть слишком напряжена. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребенка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа.

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Начинать выполнять соответствующие упражнения можно с трехлетнего возраста. Малышам полезно различными способами тренировать мелкую моторику рук, а в более старшем возрасте уже можно браться за бумагу и ручку. При подготовке руки ребенка к письму важно помнить правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Козлова И.В.

Интернет источники: www logopedmaster.ru, center-sozvezdie.ru.  

свернуть

Артикуляционная гимнастика

03.09.2021

           Уважаемые мамы и папы!

    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык  тренировать, ведь он и так "без костей"?Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

 Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

 Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

 Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находиться в данный момент язык (за верхними губами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

  Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить и вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будите терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Варианты артикуляционных (речевых) гимнастик.

 На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой, или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить её надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении;

показ упражнения;

выполнение упражнения детьми перед зеркалом:

проверка правильности выполнения, указания на ошибки;

выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

  1. Упражнения для языка:

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «ЛОПТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт .Передний и боковые края широкого языка подняты, но не каса-ются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд, и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  1. Упражнения для губ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажаются. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и ниж-ние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» – «ХОБОТОК».

III. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «С», «С,.», «З», «З,», «Ц»:

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно «Ф», сдуть ватку на противоположный края стола.

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. «ФОКУС». Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Ш», «Ж»

«Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

«Приклей конфетку». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Р», «Р,»

«Автомат». Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо, произнеся «т-т-т». Убыстрять тем.

«Пулемёт». Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо, произнося «д-д-д».

«Шмель». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине  языка идёт воздушная струя, подключается голос.

«Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : « бя-бя».

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Л», «Л,»

«Индюк». «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».

«Самолет гудит». Губы растянуты, при длительном произнесении звука «Ы», проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «Л».

Составаила:  учитель-дефектолог Козлова И.В.

Источник:https://www.defectolog.by/

свернуть

Консультация для воспитателей «Летом играем и речь развиваем!»

15.07.2021

Консультация для воспитателей

  «Летом играем и речь развиваем!»

 Лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».

           Если ребенок лето проводит, посещая дошкольное учреждение, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо предупредить родителей о необходимости автоматизации поставленных звуков, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

           Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую педагоги и родители  должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). 

           Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.  

             Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей. 

            Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.     

           В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

          Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. 

           Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для ребёнка, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

          Обязательно играйте! Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

- «Четвёртый лишний»;

- «Чего не стало?»;

- «Что поменялось местами?»;

- «Что изменилось?»;

- «Подбери пару»;

- «Кому что подходит?»;

- «Назови ласково»;

- «Преврати в огромное»;

- «Подбери пять признаков»;

- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.  

         Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:

- «Скажи наоборот» (большой – маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); 

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;

- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»:  мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;

- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);

- «Назови ласково»  (птица – птичка, дерево – деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов:  в, на, над, под, между, около, из, с, из-за, из-под);

- «Словообразование» (например, стол из стекла – какой? – стеклянный).

          Играем, развивая фонематические процессы:

- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.);     

- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?

- «Назови первый (последний) звук в слове»;

- «Ищем звук [Л]»  в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; 

- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;

- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);

-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».

           Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка – ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы – залог красивого звукопроизношения.

           Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Закрепляем звуки в играх  - подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется:

- «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова, как только услышишь кодовое слово - быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл;

- «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной;

- «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм;

- «Язык» - повторяй за мной, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил;

- «Произнеси столько раз, сколько цветов на кусте»;

- «Наоборот»  - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот;

- «Наоборот 2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты бросаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ДА  -  ДА-ТА;

- «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу;

- «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и  движения зеркально (хлопки, поднимание рук);

- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

- «Если это бывает летом» (в лесу, на море, синего цвета, летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;

- «Отбери конфетку» - педагог кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета и дает указание ребенку: «Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Внимательно смотри на  руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку». Можно меняться местами;

- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;

- «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.);

- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять;

- «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в кармане;

- «Зевака» - педагог читает фразы, а ребенок повторяет, как только услышит кодовое слово, должен поднять палец вверх и ничего не говорить;

- «Почини строчки»  - педагог перепутывает слова в словосочетании, а ребенок  должен исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп;

- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй всякие небылицы.

          Развиваем речевое дыхание:

- Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.

Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой;

- «Игрушки».  Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха;

- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать! 

            Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

           Обязательно помните, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний.

          Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.

          Подготовила

          воспитатель дошкольного образования Н. В. Киселевич.

свернуть

Советы учителя-дефектолога «Как заниматься с ребенком летом»

03.06.2021

 

    Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

    В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно: 

  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо. 

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. 

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
  • Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
  • «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
  •  «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
  • Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
  • - какими словами, красками можно описать время года;
  • - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
  • - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
  • - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
  • Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
  • Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
  • Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
  • Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
  • Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
  •  «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
  • Что хорошего в болезни, а что плохого?
  • Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • Играйте в слова, где изменяется только один звукпочка - дочка - точка - кочка…
  •  «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
  • Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
  • Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве  

  • Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков. 

  • Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

 

Чтение 

  • Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
  • Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Подготовила: учитель-дефектолог: Козлова И.В.

Источник: www.logopedmaster.ru

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

25.05.2021

Советы учителя-дефектолога. СКОРО В ШКОЛУ. Памятка для родителей

11.05.2021

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации специального образования в учреждениях дошкольного образования

Перечень нормативных правовых актов,

регулирующих деятельность организации специального образования в учреждениях дошкольного образования

 

№ п/п

Наименование документа

1

Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З. Гл. 55-59

2

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. №137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»

3

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06 2010 №60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»

4

 Концепция  развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь от 22.07.2015 № 608

5

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г.

№312 «Об утверждении программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 годы»

66

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»

  7

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»

  8

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

9

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от  25 июля 2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (в ред. от 12 октября 2012г. №121)

10

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»

 11

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014г. №75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими программы специального образования на уровне дошкольного образования»

 12

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014г. №105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»

13

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №128 от 22 декабря 2011г. «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»

14

Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525

15

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 138 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»

16

Пастанова Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 04 верасня 2019г. «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыi» №150

17

Пастанова Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 15 лiпеня 2019г. «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыi» №197

18

Постановление Министерства образования Республики Беларусь №255 от 5 сентября 2011г. «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

19

1.      Постановление Министерства образования Республики Беларусь 30.08.2011г. №247 «Инструкция о порядке организации подвоза обучающихся»

20

 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

21

Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь

22

1.      Программы в соответствии с категорией детей

 

 

 

 

 

свернуть

Речевая готовность детей к школе

14.04.2021

Памятка о составе и функциях каждого специалиста группы психолого-педагогического сопровождения специального образования в учреждениях дошкольного образования

Памятка

о составе и функциях каждого специалиста группы психолого-педагогического сопровождения специального образования в учреждениях дошкольного образования

 

Осуществление деятельности группы психолого-педагогического сопровождения происходит на основе ПОЛОЖЕНИЕ о группе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.

Данное Положение разрабатывается на основании методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утверждённых заместителем Министра образования Республик Беларусь Р.С.Сидоренко от 26 августа 2016 г.

Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого-педагогического сопровождения (далее – группа) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Цель группы психолого-педагогического сопровождения – создать систему, обеспечивающую оптимальные педагогические условия для детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи и направления деятельности группы

Основными задачами группы являются:

обеспечение доступности образования ребёнка с ОПФР;

создание адаптивной образовательной среды;

формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР;

включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

оценка социальной ситуации развитии, разработка рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к потребностям ребёнка с ОПФР;

составление индивидуальных программ сопровождения ребёнка с ОПФР;

анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.

Состав группы

В состав группы психолого-педагогического сопровождения входят:

Представитель администрации учреждения образования (руководитель группы);

Педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования.

Приказ на создание группы издаётся на текущий год, общее руководство деятельностью группы сопровождения осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности учреждения образования.

Документация группы

Деятельность группы отражается в следующей документации:

план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утверждённый руководителем учреждения;

диагностические карты психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОПФР;

рабочие материалы заседаний группы;

аналитический отчёт о работе группы за год.

Названные документы хранятся у председателя группы и должны быть доступны каждому члену группы.

Задачи и функции участников группы

Администрация учреждения:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию детей с разными познавательными и образовательными потребностями;

содействует организации необходимой образовательной, в том числе безбарьерной, коррекционно-педагогической среды;

обеспечивает базовые условия деятельности членов группы (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);

анализирует эффективность проводимой работы, контролирует её организацию.

 

 

Педагог-психолог:

выявляет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребёнка (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребёнка, на основе чего заполняет социальный блок карты его развития;

содействует привлечению семьи ребёнка к активному участию в жизни учреждения образования;

выявляет характер и причины нарушений поведения у ребёнка, деформации личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;

разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;

оказывает адресную помощь ребёнку в преодолении выявленных проблем;

консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. конкретных детей;

разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды;

организует взаимодействие с семьёй каждого ребёнка по вопросам создания условий для полноценного личностного развития либо преодоления его нарушения;

«поставляет» на заседания группы результаты наблюдений, результаты экспертных опросов педагогов и родителей (формой представления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне заседания).

Учитель-дефектолог:

проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии;

разрабатывает план коррекционно-педагогической работы с каждым ребёнком;

оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам;

организует взаимодействие с семьёй каждого ребёнка, вовлекая родителей в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания;

осуществляет динамическое изучение успешности процесса коррекции недостатков развития у детей с ОПФР;

предоставляет результаты своей диагностической деятельности (наблюдений, опросов педагогов и родителей, углубленного речевого обследования детей).

Обсуждению на заседании группы подлежат обобщённые материалы состояния устной, письменной речи, познавательных процессов.

Воспитатель дошкольного образования, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания:

выявляет состояние сформированности различных видов деятельности воспитанников, коммуникативных умений;

выявляет особенности поведения ребёнка, симптомы нарушений поведения, межличностных отношений и взаимодействия;

планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;

организует взаимодействие с семьёй каждого ребёнка по вопросам построения жизнедеятельности детей в соответствии с дневным и недельным ритмом; формулирования и соблюдения правил, регулирующих деятельность и отношения в семье и с окружающими;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы;

предоставляет на заседание группы результаты своих собственных наблюдений и бесед с педагогическими работниками, педагогическую характеристику деятельности и поведения конкретного ребёнка.

Заместитель заведующего по основной деятельности:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к детям с ОПФР;

содействует организации необходимой образовательной среды для воспитанников на основе комплексной оценки участниками группы актуальной ситуации развития детей и адресного моделирования оптимальных для них условий;

содействует созданию специальных условий для получения образования детьми с ОПФР путём обеспечения специальными учебниками и учебными пособиями;

координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;

анализирует деятельность группы, её результативность, контролирует её организацию.

 

свернуть

Консультация для воспитателей: "Логоритмика как средство коррекции речи у детей с речевыми нарушениями"

05.04.2021

Консультация для воспитателей:

"Логоритмика как средство коррекции речи у детей с речевыми нарушениями"

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звенаразвитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных норм, развитием волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности. Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся эстетические чувства.

Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:

1) благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

2) благотворное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражания другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;

5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;

6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.

Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.)Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задачразвития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 20 до 30 минут. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

 

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да. (три хлопка в ладоши)

- Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

СНЕГ

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

БАБОЧКА

Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся. (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. («летать», имитируя движения бабочки)

 

 

свернуть

Консультация для педагогов «Влияние музыки на психофизическое развитие детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития»

24.03.2021

«Влияние музыки на психофизическое развитие детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития»

 

 

Особое место в работе с детьми с особенностями психофизического развития занимают музыкально-ритмические занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями, с другой стороны, у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан, трясёт погремушкой  и др.) и при этом, получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т.д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться c незнакомыми взрослыми – они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда музыкальный руководитель видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия – предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т.д.

Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с особенностями в развитии, позволяют решать коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям.

На музыкально-ритмических занятиях у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы.

Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).

Очень хороших результатов позволяют достичь музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Часто дети с аутистическими нарушениями оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. В этом случае музыкальные занятия выполняют роль не столько коррекции, сколько терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным руководителем и проявление собственной активности.

                                                  Подготовил музыкальный руководитель: Галезник В.В.

свернуть

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

10.03.2021

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

 

 

LEGO-конструирование как средство развития речи старших дошкольников

      В системе современного дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение, недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. И помочь нам педагогам и вам родителям может обучающий конструктор - LEGO.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме;
  • конструирование по теме: позволяет расширить кругозор и лексику ребенка по определенной теме;
  • конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно.
  • конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала;
  • конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать.

Данная технология способствуют развитию не только мелкой моторики и психических процессов, но и развитию речевой активности у дошкольников. В ходе занятия с LEGO - конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работа по лексическим темам с применением LEGO - конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Так же можно использовать LEGO - конструктор при проведении занятий по обучению грамоте. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по набору кирпичиков.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).  Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)                Использование ЛЕГО-конструктора в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Такая работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает процесс развития речи более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать у детей дошкольного возраста потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

 

Подготовила учитель-дефектолог: Козлова И.В.

свернуть

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ Консультация для воспитателей специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

21.02.2021

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

17.02.2021

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

                                                              

"Раз речь не ясна, она не достигнет своей целиАристотель.

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

- речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж. Но практика часто показывает противоположные результаты, родители очень часто, не уделяют своему ребенку должного внимания, они куда-то спешат, опаздывают… и им совсем некогда поговорить, рассказать, объяснить, ребенку что-то новое и интересное. И, к сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося» малыша, - «Сядь, молчи и не болтай!». А ведь именно дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.   

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга.

Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Вот, например игры и упражнения, которые можно использовать родителям в домашних условиях.

Игра "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Вам понадобится картинный материал и вопросы. Задайте ребенку следующие вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку" Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение "Загадки" Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он овальный, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное и т.д. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

В первую очередь родителям нужно обратить внимание:

1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

 

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Большева , Т.В. Учимся по сказке : учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. – СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 102 с.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2011. – 640 с.
  4. Кислякова, Ю.Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения / М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова. – Минск : Народная асвета, 2013. – 60 с.
  5. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 55 с.

Подготовил: учитель-дефектолог Козлова И.В.

 

свернуть

Что способствует правильному речевому развитию?

03.02.2021

         Что  способствует правильному речевому развитию?

  1. Речь взрослых должна быть правильной и спокойной. С ребёнком нельзя говорить в быстром темпе, так как вследствие ещё недостаточно развитого речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.
  2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему нужно спокойно и мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность взрослых раздражает и обижает ребёнка, может вызвать молчаливость.
  3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй» – так ребёнок тренирует свои органы речи. Однако ему следует напомнить, что нужно говорить тише, в случае, если кто-то спит или болен, не кричать громко, когда играешь.
  4. Не рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы, обучать чтению в 3-4 года без его желания, так как результат может быть обратный желаемому. Для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки.
  5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребёнка к рассказыванию стихов, демонстрации его способностей перед гостями.
  6. При позднем развитии речи нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас, при необходимости – обратиться к специалистам.
  7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частными и продолжительными телепередачами (компьютером) особенно перед сном. Это перевозбуждает ребёнка, способствует расстройству нервной системы, сна.
  8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

 

свернуть

Семинар-практикум для учителей-дефектологов «Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с особенностями психофизического развития посредством игровой деятельности»

22.01.2021

Роль родителей в формировании речи

03.01.2021