Деловая игра «Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми с особенностями психофизического развития по профессиональному самоопределению»

22.10.2020

Деловая игра

«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми с особенностями психофизического развития по профессиональному самоопределению»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов по формированию представлений у дошкольников с особенностями психофизического развития о профессиях  взрослых людей в игровой деятельности, совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Задачи:

- определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы с воспитанниками с особенностями психофизического развития;

- изучить значение игровой деятельности дошкольников с особенностями психофизического развития по ознакомлению их с профессиями взрослых,

профессионального самоопределения.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги дошкольного образования.

Подготовительный этап: оформить выставку картотек, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Оборудование и материалы: картинки для определения темы деловой игры: пушка, ракета, очки, флажок, ель, сумка, сыр, индюк, яблоко; карточки с чистоговорками, карточки для игры «Придумай профессию», «Импровизация», карточки и шифровки для игры «Шифр»; ладошки для проведения рефлексии «Всё у меня в руках».

План:

  1. Теоретическая часть:
  2. Проблемы и перспективы ранней профориентационной работы с воспитанниками с особенностями психофизического развития.
  3. Значение игровой деятельности дошкольников с особенностями психофизического развития по ознакомлению их с профессиями взрослых, профессионального самоопределения.
  4. Практическая часть:
  5. Игра «Придумай профессию».
  6. Игра «Придумайте профессии, начинающиеся на звук…».
  7. Игра «Журналист - чистоговорки».
  8. Игра «Предметы гардероба».
  9. Игра «Импровизация». 6. Игра «Шифр».
  10. Игра «Назови профессию литературного героя» 3.Заключительная часть:

Рефлексия «Всё у меня в руках». Подведение итогов.

Ход деловой игры

  1. Теоретическая часть
  2. Проблемы и перспективы ранней профориентационной работы с воспитанниками с особенностями психофизического развития.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я  предлагаю вам отгадать зашифрованное слово по первым буквам каждой картинки. На доску вывешиваются картинки: пушка, ракета, очки, флажок, ель, сумка, сыр, индюк, яблоко.

- Правильно, это слово - профессия. Профессия – основное занятие человека, его основная деятельность. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. В жизни человека профессиональная деятельность занимает важное место. С раннего детства родители, наблюдая за детьми, стараются выявить их интересы и склонности к определенным видам деятельности. В процессе приобщения дошкольников с особенностями психофизического развития к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Проблема формирования представлений дошкольников с особенностями психофизического развития о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. Представления о профессиях у ребенка дошкольного возраста ограниченного пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с особенностями психофизического развития с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Для того чтобы дошкольники старшего и среднего возраста с особенностями психофизического развития понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у воспитанников о мире профессий.

Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития. Но ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В ходе игры дошкольники начинают показывать деятельность представителей самых разных профессий.

  1. Значение игровой деятельности дошкольников с особенностями психофизического развития по ознакомлению их с профессиональными занятиями взрослых.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Основными формами работы в игровой деятельности являются различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, театральные.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей с особенностями психофизического развития о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с особенностями психофизического развития с  профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому, что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников с особенностями психофизического развития, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак?, зачем космонавту скафандр и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников с  особенностями психофизического развития настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Игры помогают формировать у детей представления о мире труда и профессий. А это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Игровая деятельность положительно влияет на развитие представлений о профессиях, а главное воспитывает не только положительное отношение к труду, но и формируют первоначальные предпосылки профессионального самоопределения у детей, что в дальнейшем позволит выбрать профессию по душе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

  1. Практическая часть

Педагогам было предложено поделиться на команды.

1.Игра «Придумай профессию»

Ведущий: Вам необходимо  на каждую букву слова «ПРОФЕССИЯ» написать  название профессии (например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик»).

  1. Игра «Придумайте профессии, начинающиеся на звук…»

Инструкция: назвать как можно больше профессий, на заданную букву. Команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

  1. Игра «Журналист - чистоговорки»

Ведущий читает загадку о профессии журналисте: Почерком быстрым исписан весь лист - Очерк в газету строчит... (Журналист.) Ведущий: На свете очень много разных интересных профессий и одна из них – это журналист. Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в игре «Чистоговорки». Инструкция: каждая команда по-очереди выбирает три карточки, на которых записаны скороговорки и получает две минуты на выполнение задания. Участникам необходимо правильно проговорить чистоговорку.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Старый сторож Том сторожит там дом.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу

пригласил Гришу.

Трое трубачей трубили в трубы. - Тридцать три трубача трубят тревогу.

Два дровосека, два дроворуба, На дворе дрова топорами рубят.

  1. Игра «Предметы гардероба»

Ведущий: Общаясь с разными людьми, журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы гардероба на звук «П».

Инструкция: необходимо назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.

  1. Игра «Импровизация»

Инструкция: необходимо изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Причём сделать это нужно так, чтобы участники других команд могли догадаться и назвать правильный ответ (командам раздаются карточки с названием профессий: художник, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, шахтёр).

  1. Игра «Шифр»

Инструкция: каждой команде выдаются карточки с зашифрованными названиями профессий и ключ для расшифровки. На протяжении 5 минут необходимо расшифровать название профессии.

  1. Игра «Назови профессию литературного героя»

Ведущий: Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в игре «Назови профессию литературного героя».

Инструкция: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания. Необходимо назвать профессии литературных героев конкретного произведения, указанного на карточке.

По итогам практической работы обе команды набрали одинаковое количество очков.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия «Всё у меня в руках»

Ведущий: Я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел    доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: (Как вы  считаете, что ответил мудрец?) «Всё в твоих руках». 

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

Сегодня, уважаемые коллеги, также  всё  в ваших руках,  если вам понравилась деловая игра  и вам пригодятся знания   - это  будет значить, что наши труды не напрасны.

Участникам деловой игры предлагается вписать внутри контура ладошки свои ответы:

«Больше всего мне понравилось …»

«В дальнейшем я буду использовать …»

«Здесь я узнала нового …»

Подведение итогов деловой игры. Большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками с особенностями психофизического развития.