Районный педагогический проект

Педагогический проект «Формирование пространственного мышления у воспитанников дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

«Формирование пространственного мышления у воспитанников дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования» 

Сроки реализации: 2020-2023 учебный год

Цель проекта — формирование пространственного мышления у воспитанников дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы формирования пространственного мышления у воспитанников дошкольного возраста
  2. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в нерегламентированной деятельности, начиная со второй младшей группы согласно разработанному алгоритму;
  3. Разработать перспективный план работы по возрастам, согласно тематическому планированию
  4. Развивать у воспитанников интерес к моделированию и конструированию
  5. Развивать психические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
  6. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия.
  7. Развивать эффективную, специализированную образовательную среду начального технического творчества с целью поддержки разнообразия детства
  8. Повысить IT-компетентность педагогов за счет обучения LEGO – технологии
  9. Представить результаты участия в проекте на районных методических мероприятиях и транслировать в средствах массовой информации

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:

Ф. И. О. участника проекта

Должность

Образование

Квалификационная категория

Стаж

Амельченя Елена Николаевна

Заведующий

высшее педагогическое

первая

26 лет

Розум Ольга Александровна

заместитель заведующего по основной деятельности

высшее педагогическое

первая

17 лет

Товстолуцкая Елена Анатольевна

педагог-психолог

высшее педагогическое

первая

13 лет

Александрова Марина Михайловна

воспитатель

Среднее специальное педагогическое

первая

17

лет

Клюбко Юлия Сергеевна

воспитатель

высшее педагогическое

вторая

8

лет

Абашина Татьяна Михайловна

воспитатель

среднее специальное

педагогическое

первая

16

лет

Халидуллина Оксана Николаевна

воспитатель

среднее специальное

педагогическое

вторая

5

лет

 

Материально-техническая база учреждения:

         ГУО «Стародорожский дошкольный центр развития ребёнка» находится в  г. Старые Дороги, Минской области в типовом отдельно стоящем здании, рассчитанном на 240 воспитанников. Имеются: 11 групповых помещений; экологическая студия; театральная студия, физкультурный зал, музыкальный зал, спортивная площадка, экологическая тропа; информационно-методический кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинеты учителей-дефектологов, медицинский блок.  Оснащение развивающей предметно-прностранственной среды и научно-методическое обеспечение в достаточной степени соответствуют современным требованиям и позволяют организовать реализацию педагогического проекта. Следует отметить, что в учреждении дошкольного образования ведется постоянная работа по совершенствованию данных направлений. Групповые помещения оснащены многофункциональной мебелью, комплектами игровой мебели, игровым, дидактическим и развивающим материалом. Развивающая предметно-прастранственная среда построена с учётом индивидуализации и предоставления права выбора деятельности для каждого ребёнка.

IMG_20220602_093029 IMG_20220602_093112

IMG-a17a26dcf13a411c60c63ec9c426a673-V IMG-cd73dc3a272ab8ba95e159410fef3806-V

lego4 IMG_20220602_093013

IMG_20210830_135420 IMG_20210830_135405

свернуть

Конспект занятия по Лего-конструированию в старшей группе «Путешествие в Лего-град»

Конспект занятия

по Лего-конструированию

в старшей группе «Путешествие в Лего-град»

Задачи: развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки; воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.

Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.

 

Ход:

Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.

Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебного ЛЕГО-града. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.

- Дети, вы согласны помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный,

необычный. (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)

- Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей)

- Да, он сделан из деталей конструктора.

- А как называется этот конструктор?

- Правильно. Это конструктор ЛЕГО.

- Он попал к нам из волшебного города. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.

- Вы согласны? Как туда попасть?

- А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Но сначала построим волшебную дорогу.

Кирпичик нужный найди,

Дорогу в ЛЕГО - град собери.

Развивающая игра «Волшебная дорожка»

Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.

- У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.)

Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил эту деталь?

- Все поставили свои детали? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся

мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) .

- Можно отправиться в путь. (Как заклинание)

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО-град попади.

Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)

Мы с вами в ЛЕГО-граде. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему!

Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.

- Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора.

- Все ли детали одинакового цвета?

- А какого они цвета?

- А по размеру одинаковые (уточняешь размер?

- Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки) .

Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.

Детали, детали,

Вы спать не устали.

Сегодня с утра

Нам строить пора.

Начинаем строительство.

(Поза. Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)

- Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены.

Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями) .

Было много кирпичей.

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.

- Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк!

Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО-града будут приходить в зоопарк… .рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет.

- А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!

- А показать руками вы их сможете?

Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)

- А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) .

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой кивает,

Будто в гости приглашает.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив глаза.

Он зеленый весь, как тина.

От макушки до хвоста.

- Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!

Из ЛЕГО выросла стена.

Продолжим добрые дела?

У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – граде, значит, собрать животных можно из… .ЛЕГО – деталей! У нас на мольберте схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим

(дети подходят к доске) .

Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать?

Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать.

(Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости) .

Осанка, поза, неуверенные.

Мы с умом и разумом

Строим все по- разному.

Вот как в ЛЕГО-граде бывает –

Все, что мы любим - оживает.

Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.

В нашем зоопарке поселился. его построил Миша

- Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать? Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку?

Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали.

ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?

Вы помогли жителям Лего-града. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя за что можете похвалить?

А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.

Расцветай ЛЕГО - град

А нам домой возвращаться пора.

Закрывайте глазки-

Мы уходим из этой сказки.

свернуть

Консультация для родителей «КАК LEGO ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

У каждого дома есть  конструктор LEGO.  LEGO, является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. Мы расскажем, как конструктор влияет на развитие дошкольников от 3 до 7 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!

Факт 1: Развивается мелкая моторика

Самое простое и очевидное. Ученые, психологи и другие умные люди официально заявляют: пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. Вот так вот. Малыш собирает LEGO — учится говорить.  Например, собираем «Утенка»

Факт 2: Закладываются инженерные навыки

Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление еще никому не мешало. Девочек это тоже касается, ни в коем случае не нужно делить такие полезности на «м» и «ж»! Процесс сбора объемной конструкции по схеме развивает конструкторские навыки в отличном темпе.  Например, собираем «Мостик»

Факт 3: Подтягиваются основы математики

Не стоит думать, что это полезно и интересно только мальчикам — это полезно, интересно и очень важно всем. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер. Так развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика. Каким образом? Вот малышка разделила конструкцию из блоков на два равных куска, и уже поучилась делению, даже не осознав это! Например, строим «Паровозик из вагона»

Факт 4: Есть простор для творчества и фантазии

Что-то мы все о точных науках, а ведь LEGO удивительным образом сочетает конструкторское дело с высоким творческим потенциалом. Собирать можно по схеме, а можно без нее. Из вертолета получится сделать мельницу, если приложить чуть-чуть креативности. Из большого злого эльфийского дракона — много маленьких когтистых чудиков. И так далее. Огромный ассортимент разнообразных деталей позволит собрать что угодно из чего угодно.

Факт 5: Способствует усидчивости

Это крайне важный пункт в условиях современного темпа жизни. Мало что может вытащить цифровое поколение из гаджетов, и тем более заставить посидеть спокойно за каким-то одним делом, а не пятью сразу. И это «мало что» — конструкторы LEGO. Для сбора модели нужны три товарища — внимательность, усидчивость и терпеливость. Они ребенку очень пригодятся, всегда. Например, собираем по схеме: «Вертолет»

Факт 6: Собирает семью вместе

А это тоже очень полезно для гармоничного развития ребенка. Собирать LEGO— отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушки с дедушками могут поучаствовать, если зрение позволяет. Взрослые с удовольствием конструируют, ведь это занятие не имеет возрастного ценза, ну и помочь малышу значит хорошо провести время вместе.

И вот вам маленький лайфхак, если ребенок поначалу проигнорировал конструктор LEGO: разложите детали на видном месте и начните собирать сами. В девяти случаев из десяти через полчаса вы будете уже вырывать инструкцию из рук у малыша.

Факт 7: Позволяет творить новые миры

Благодаря великому ассортименту LEGO ваш ребенок сможет воплотить в играх свои самые смелые мечты. Мальвина запросто придет в гости в ледяной замок Эльзы, Ариэль совершит полет на волшебном эльфийском дирижабле, и никому за это ничего не будет. В общем, это идеальная возможность для «кроссовера» (встречи персонажей из разных вселенных), что способствует частым и длительным играм, развивающим навыки. Например, собираем персонажей из мультфильма

      Теперь вы убедились, что сложно найти другую такую игрушку, которая принесет ребенку столько же пользы разом, как LEGO. Не зря этот конструктор считают одним из самых увлекательных изобретений XX века. Так и есть! Ребенку играть в LEGO для развития не менее важно, чем читать книги или играть в обучающие игры.

Развивайтесь вместе с LEGO!

свернуть

Рекомендации родителям по использованию конструктора LEGO- в домашних условиях

1.Принимайте активное участие в лего-конструировании своего ребенка, советуйте (как лучше совместить детали), хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.

2. Просите ребенка отсчитать нужное количество деталей, назвать цвета, геометрические фигуры, измерить и сравнить величину деталей.

3. Просите ребенка рассказать о своей конструкции, какие геометрические фигуры и какой величины он использовал и для чего (их назначение).

4. Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию? Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).

5. Просите ребенка проанализировать свою работу – что получилось особенно хорошо, что не получилось и почему? Как можно усовершенствовать конструкцию, сделать ее лучше?

6. На какое-то время конструкцию, созданную ребенком нужно сохранить. Дайте ему возможность и время обыграть ее, усовершенствовать, перестроить. Так ребенок научиться созидать. Цените его труд, творчество и инициативу.

свернуть
Меню раздела