Игра – средство экономического воспитания дошкольников
Игра – средство экономического воспитания дошкольников
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, дает знания о новых профессиях, обогащается словарь, приобретаются такие качества, как стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, даются представления о рекламе и т.д.
Очень важно, чтобы педагог обладал следующими качествами:
- был разумным хозяином в группе, владеющим чувством меры и умеющим вводить элементы экономических знаний в различные виды продуктивной деятельности.
- умел оценивать поступки детей с позиции их экономической целесообразности.
- понимал негативные и позитивные стороны жизни, мог в доступной форме дать детям объяснения новым понятиям.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает: что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте.
Процесс экономического воспитания необходимо сделать интересным и доступным для детей. Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому реализовывать его необходимо через такие формы организации деятельности как игра. Сделать экономику для детей понятной помогут сюжетно - ролевые, дидактические игры, которые дают возможность проявить творчество, индивидуальность, что особенно важно.
Основная форма обучения дошкольников экономическому воспитанию – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, и пособий, используемый в воспитании дошкольников. Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Именно игры помогают войти детям в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре у ребенка развивается моделирование действий с предметами и общественные взаимоотношения.
Сюжетно - ролевые игры, которые одновременно относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил. Сюжетно - ролевые игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.
С помощью игр можно помочь ребятам войти в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.
По теме «труд – продукт – товар» мною организуются такие игры как: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры». Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по изготовлению различного товара.
По теме «деньги и цена» включаю в деятельность детей игру, в которой используются операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен денег. Это такие игры как «Маленькие покупки», «Рынок», «Аптека», «Банк». В ходе таких игр дети узнают, что каждая вещь стоит денег, учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают.
Сюжетно - ролевые игры по теме «реклама» дают детям возможность практически осуществлять процесс создания рекламы. Знакомство детей с работой рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя.
Источник: praleska-red.by