Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста
Использование игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий, формирования экономической культуры, воспитания положительного взаимоотношения в детском коллективе.
Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста
Создание в учреждении дошкольного образования соответствующей предметно-развивающей среды, которая сочетает региональные условия с экономическим образованием, является необходимым компонентом для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста. «Так как серая и однообразная предметная среда рождает психологию инфантильной личности, не будит мысль, воображение, желание взаимодействовать с подобной средой, необходимо создать благоприятную развивающую среду, которая стимулировала бы развитие ребёнка, позволяла бы ему проявлять самостоятельность, утверждая себя как активного созидателя».
Создание развивающей среды в группе
Развивающая среда в группе должна строиться с учетом современных тенденций в экономическом развитии страны, содержать центры для осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Схема центров для осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста
-художественно-театральный
-познавательно-интеллектуального развития
-сюжетно-ролевых игр
-познавательно-практический
-физкультурный
-центр конструирования
Структурные компоненты центра познавательно – интеллектуального развития: развивающие игры, настольно-печатные игры, дидактические игры и пособия.
Данный центр способствует формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста к деятельному познанию окружающего мира и направлены на расширение представления детей дошкольного возраста о процессе создания предметов рукотворного мира; о профессиях людей, связанных с их созданием; об инструментах, используемых ими для работы; о предприятиях страны, производимой ими продукции. В данном центре у детей формируются представления об окружающем мире предметов, их свойствах, назначении, начнут развиваться навыки бережного отношения к окружающим предметам, экономному расходованию материала, безопасного обращения с предметами бытовой техники, обогатятся знания о предметах, позволяющих сохранить свое здоровье.
Структурные компоненты центра конструирования
-модели готовых построек
-крупный и средний строительный материал, изготовленный из дерева, пластика
Данный центр необходимо расположить недалеко от игрового, что способствует переходу конструирования в сюжетно-ролевую игру. В процессе конструирования воспитанники обогатят знания о строительных профессиях, строительной технике, у детей разовьётся интерес к разным постройкам. Дети усвоят такие экономические понятия, как свойства и качества предметов, экономное расходование материала, бережное отношение к орудиям труда, умение доводить начатое дело до конца.
Структурные компоненты центра познавательно практической деятельности:
-комнатные растения и предметы по уходу
-мини-огород, необходимый инвентарь для работы
-наглядные пособия
-домашние питомцы и предметы по уходу
Данный центр способствует закреплению полученных теоретических знаний на практике, поможет воспитать качества будущего предпринимателя: ответственность, трудолюбие, хозяйственность, бережливость, умение взаимодействовать. Закрепит преставления детей о том, что пища, воздух, вода, тепло, свет – главные условия поддержания жизни людей и всех живых организмов. Необходимо показать детям, что источники пищи, воды, тепла, света не ограничены и нацелить детей на бережное отношение к ним; природа – это первичный источник и главное средство существования людей.
Центр сюжетно-ролевых игр необходимо организовать из серий взаимосвязанных мини - игровых блоков.
Блок по основам безопасности является фундаментом для формирования представления о профессиях людей, обеспечивающих нашу безопасность. Атрибуты к играм, представленным в этом блоке, помогут в работе с детьми по закреплению представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире (дома, в работе, на улице, в лесу, в непредвиденной ситуации).
Блок «Семья» поможет детям усвоить такие понятия как экономика, домашнее хозяйство, а также сформировать представления о следующем:
- можно ли обойтись людям без домашнего хозяйства
- потребности у людей с помощью следующих частей домашнего хозяйства: квартиры, мебели, предметов быта, кухни, сада
- какова роль детей в ведении домашнего хозяйства, и что конкретно они могут сделать.
У детей сформируются представления о духовной пище, культуре человека, у них сформируются основы эмоционально-положительного отношения друг к другу и окружающим людям. У детей сформируется представление о том, что труд – необходимое условие жизни каждого человека, а также о том, что трудиться – это значит иметь возможность не только зарабатывать деньги, но и получать удовольствие.
Главное назначение отдыха – восстановление и укрепление здоровья, т.е. работоспособности
Блок «Заботимся о здоровье» направлен на:
- обогащение знаний детей о специфике работы врача;
- воспитание у детей стремления сохранять, поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих;
- проведение элементов исследовательской деятельности: почему и от чего надо охранять здоровье;
- почему следует опасаться болезней; почему профессия врача очень важная и ответственная;
- как можно сохранить свое здоровье; почему и как надо заботиться о здоровье пожилых людей и инвалидов.
Блок «Мы и экономика» поможет детям понять, что деньги в первую очередь являются средством обмена, покупки, платежа. Деньги нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений.
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. При этом отсутствие одного их них делает недееспособным второго.
Дети получат элементарные представления о том, где люди берут деньги и на какие цели их расходуют; что такое товар, обмен, купля, продажа, цена; какие бывают магазины и как вести себя при покупке товара; кому и для чего нужна реклама. У детей появятся представления о разнообразии товара, работе продавца, кассира, порядке совершения покупки, закрепятся навыки культуры поведения в общественных местах. Кроме того, ребята узнают, что такое бартер, из какого материала могут быть сделаны деньги (в разное время), все ли можно купить за деньги.
Блок «Наши потребности» способствует обогащению представлений детей о работниках лёгкой промышленности, формированию представлений о потребностях человека, воспитанию бережного и разумного отношения к окружающему предметному миру. На базе «Салона красоты» можно провести сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Визажист», «Конкурс красоты» и т.д. Решаются следующие экономические задачи: формирование представлений о потребностях человека, ознакомление с профессиями и орудиями труда, взаимосвязи между представителями разных профессий и т.д.
При этом необходимо дать ребёнку свободу выбора игры, возможность «путешествовать» из одного блока в другой, становиться членом одной или нескольких игр одновременно. Это позволит ему самому осознанно выбрать свою или свои сферы деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении той или иной игры.
Художественно-театральный центр предполагает наличие в группе материалов для художественной деятельности, произведений художественной литературы, различных видов театра.
Каждый вид театра включит в себя широкий спектр для закрепления экономических представлений детей дошкольного возраста о свойствах предметов (деревянный, пластмассовый), рациональном использовании бумаги при изготовлении продукта труда; природных богатствах (глине), необходимости их беречь и охранять.
С помощью различных видов театра воспитанники познакомятся с понятием «экономия семейного бюджета»: без особых материальных затрат можно самостоятельно изготовить необходимые куклы, при этом каждая из которых будет индивидуальна, ни на кого не похожа. Театр, изготовленный своими руками, поможет ребятам понять, влияет ли внешний вид товара и затраты труда на изготовление данной вещи на его цену. При изготовлении театра предложить ребятам создать мини-предприятие, уточнив: зачем нужно согласовывать свои действия с действиями других людей; зачем нужны руководители. В своем сообществе ребёнок должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя.
Использование игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий, формирования экономической культуры, воспитания положительного взаимоотношения в детском коллективе.
Полученные экономические представления дети закрепляют в сюжетно - ролевых и дидактических играх в процессе нерегламентированной деятельности.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств детей. Действительно, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Такая коллективная познавательная деятельность поможет раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.
Нет такого ребёнка, который не любил бы игр. Феномен игры состоит в том, что являясь, по сути, вначале развлечением, она способна перерасти в обучение. Преимущество игры для ребёнка дошкольного возраста состоит в том, что это практически единственный вид деятельности, где ребёнок может проявить свою инициативу, творческую активность и при этом всегда его действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность быть похожим на взрослого, в игре у него есть возможность реализовать свои фантазии, которые в обычной жизни ему реализовать трудно или даже невозможно. Игра – важное средство умственного развития детей. Представления, которые ребёнок приобретает в процессе игровой деятельности, являются для него более доступными и понятными.
Не являются в этом смысле исключением игры, в содержание которых заложены экономические представления и понятия. Они способствуют формированию экономического мышления, развитию инициативы и творчества, воспитанию коммуникативных навыков. Эффективность игры будет достигнута при соблюдении следующих условий:
- создание предметно-игровой среды, соответствующей модели экономических отношений, имитируемой в игре;
- акцентирование внимания к экономической сущности отношений путём игровых обращений к исполнителям, соблюдение правил игры;
- создание игровых групп с учётом интересов и личностных качеств участников, что позволит внести в игру элемент соревнования и партнёрства.
Чтобы игра была эффективной, необходимо соблюдать следующие требования:
- экономическое содержание игры должно опираться на реальные представления и умения детей;
- сохранять преемственность и восхождение от простых экономических категорий к более сложным;
- приблизить игру к реальным экономическим условиям, дать ребёнку возможность реализовать свои потребности.
В дидактических играх «Хорошо-плохо», «Разрешается- запрещается», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно-нельзя» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, совершая различные действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность формирования и закрепления экономических представлений.