Картотека дидактических игр

 КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

«Магазин игрушек»

Цель: развитие умений «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Игровые правила: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель: закрепление  знаний у детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

 Игровые правила: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:  панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.  Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

«Домино»

Цель: закрепление знаний о названии, достоинстве монет; развитие внимания, памяти.

Материал: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

 Игровые правила: Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

«Назови монету»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал:сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев..

 Игровые правила: Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д.

«Продолжи предложение»

Цель: развитие умений выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал: картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т.

 Игровые правила: Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова:  покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

- Мне понравилась игрушка в магазине….

- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….

«Дороже – дешевле»

Цель: формирование знаний детей о разных видах товаров, их классификации; использование жизненного опыта в анализе стоимости товаров и применение при этом арифметических действий, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

 Игровые правила:

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

 «Потребности»

Цель: формирование представлений с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

 Игровые правила:

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

«Что можно купить, что нельзя»

Цель: формирование у детей желания экономно относиться к природным ресурсам.

 Игровые правила:

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

«Профессии»

Цель: формирование представлений о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

 Игровые правила:

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

«Супермаркет»

Цель:  формирование радостного настроения изображением товара, умение детей сопровождать показ речевым текстом.

Игровые правила:

1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.

2–й вариант. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.

3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.

«Товарный поезд»

Цель: формирование представлений о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитание уважения к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

 Игровые правила:

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит. 

«Товары – услуги» 

Цель: закрепление умений отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитание культуры поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

 Игровые правила:

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

«Не ошибись»

 Цель: закрепление знаний детей о последовательности процесса покупки товара; формирование умений устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Игровое действие: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

 Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

«Оцени поступок»

 Цель: воспитание бережного отношения к природным ресурсам и другим материальным ценностями.

 Игровые правила: Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.

Задачи: а) найти ошибку в действиях; б) обосновать свой ответ; в) дать оценку действиям. Ориентировочные рассказы ведущего.

 Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.

Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.

«Что важнее?»

Цель: закрепление умений ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»;  дифференцирование предметов по степени их значимости.  

 Игровые правила: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

 Задание 1 Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

«Мы - художники»

Цель: закрепление знаний детей о рекламе; развитие у них эстетических чувств и художественный вкус; умение  устанавливать взаимосвязь между  рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Игровые правила: Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

 Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

 Вариант 2.  Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

«Где пригодится»

Цель: уточнение использование данного продукта.

Игровые правила: соединить линиями блюда и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа:гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло,сок.

«Купи другу подарок»

Цель: формирование умений подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Игровые правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Копилка»

Цель: формирование понятий о накоплении денежных средств.

Материал: «копилки» и монеты разного достоинства. 

Игровые правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

 

Меню раздела