Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

      Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого воспитанника. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Каменского – великого чешского педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришёл к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в неё «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Этим определением А. С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нём веру в собственные силы и возможности.

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно поэтому это общий принцип воспитания и обучения.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания и обучения, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход к ребёнку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.      

Изучая отдельного ребенка, ученые ставят своей целью систематизацию и группировку типических проявлений детей, установление закономерностей и общих тенденций в их развитии. Поэтому наряду с понятием «индивидуальный подход» используется понятие «дифференцированный подход».

    Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в подборе содержания, методов, форм, обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

    Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

       Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. Например,  для всей группы дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшается время на его выполнение, а слабым – даётся вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.). В таком случае используется индивидуальный подход, а также знание воспитателя особенностей детей. Другой способ дифференцированного обучения – на различных этапах занятия детям предлагаются разные задания, отличающиеся своей сложностью.

     Таким образом, использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

    Правильно организованная педагогическая работа, грамотный образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволяет ребятам проявить свои возможности.

 

 

Источник: Репозиторий БГПУ  https://elib.bspu.by/

 

 

 

 

Меню раздела