СИСТЕМА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Фото 1. Куклы Би-ба-бо                     

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. 

На современном этапе развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности один из самых доступных видов искусства для детей, дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Для развития театральных способностей воспитанников в учреждении дошкольного образования создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

Анализируя предметную среду, следует отметить, что в каждой группе функционирует уголок по театрально-художественной деятельности. В группах более 25 видов театра: настольный театр (игрушки, фигурки, картинки на различных подставках), куклы  Би-ба-бо, театр вееров, театр на магните, на ложках, на лопатках и др., с помощью которых импровизируется 116 произведений: «Колобок», «Три медведя», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «По щучьему велению», «Морозко» и др. (фото 1, 2). Все театры доступны детям, яркие, привлекательные, полифункциональные, расположены в более спокойном уголке группы, где воспитанники могут заняться собственной импровизацией.

Начиная с 2012 года в учреждении функционирует театральная студия, созданная в отдельном помещении. В театральной студии сделана мини-сцена, занавес, хорошее освещение, оборудование, костюмерная и гримёрная зона, фонд различных театральных кукол, где воспитанники примеряют костюмы и превращаются в различных героев (фото 3). В студии более 20 видов различных театров, которые позволяют воспитанникам раскрыть свои творческие способности.

Согласно Типовому Перечню оснащение театральной студии театральными и празднично-корнавальными игрушками (раздел «Театральные и празднично - карнавальные игрушки) составляет 96% (более 30 видов театров) .

В театральной студии регулярно во второй половине дня работает педагог, который организовывает работу с воспитанниками средних и старших групп по театрально-художественной деятельности.

Педагог театральной студии проектирует свою работу в перспективных планах. При планировании сразу становится видно: не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники); как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному); как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми; как активизировать родителей и т. д.

Педагог театральной студии тесно взаимодействует с воспитателями групп и музыкальным руководителем при проведении игры-драматизации или в постановке театра (спектакля) «Сказка о рыбаке и рыбке», «Маша и медведь», «Заяц-хваста», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль»,. Все театрализованные представления проводятся в музыкальном зале и сопровождаются характерной музыкой  для каждого героя.

Музыкальные руководители ежеквартально проводят театрализованные представления с воспитанниками старших групп. Воспитатели групп планируют и разучивают определённые инсценировки произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки), что способствует развитию навыка передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию.

Педагог-психолог в работе с воспитанниками часто использует «сказкотерапию». Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Элементы театрализованной деятельности в работе с воспитанниками использует и учитель-дефектолог. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Педагоги регулярно повышают свою профессиональную компетентность по вопросам театрально-художественной деятельности. Педагоги участвуют в семинарах, вебинарах, форумах, которые проводят специалисты УО «Минский областной институт образования».  Заместителем заведующего постоянно проводятся консультации «Театрализованная деятельность у ребёнка»,  «Театральная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у воспитанников», круглые столы «Развитие речи у воспитанников посредством театральной деятельности», «Формы организации театральной деятельности» и др. (по запросам педагогов).

Привлечение родителей (законных представителей воспитанников) является ещё одной составляющей данного взаимодействия. Родители оказывают помощь в изготовлении театров, декораций и костюмов к спектаклям, являются благодарными зрителями при организации театрализованных представлений.

Вследствие налаженной системы работы в учреждении образования, воспитанники регулярно принимают участие в районных мероприятиях: в конференции ко Дню учителя, в празднике к Международному женскому дню, являются регулярными дипломантами районной акции «Мы вместе», приуроченной ко Дню инвалидов. Были участниками районного  фестиваля среди детей дошкольного возраста «Страна театралия» (Диплом 3 степени).

Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные воспоминания останутся у всех. Театрализованная деятельность — это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляется желания, мечты и многое другое. Театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно  она представляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

 

Литература

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2019.

 

Меню раздела