БРОШЮРА методических разработок

Брошюра методических разработок разработана для различных квалификационных категорий педагогических работников учреждений дошкольного образования. В ней собраны методические мероприятия, объединенные единой тематикой «Выбор профессии—дело серьёзное».

 

Аннотация

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно.

Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраvxcта в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.

Брошюра методических разработок разработана для различных квалификационных категорий педагогических работников учреждений дошкольного образования. В ней собраны методические мероприятия, объединенные единой тематикой «Выбор профессии— дело серьёзное».

 

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 


Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей до-школьного образования по осуществлению гендерного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
- актуализировать знания об особенностях осуществления гендерного подхода в образовательном процессе учреждения дошкольного образования и его значимости на современном этапе;
- развивать педагогический опыт работы; создать условия для педагогического общения.
Материал и оборудование: бумажные скатерти розового и голубого цвета, листы бумаги А3 и А4, маркеры, фломастеры, по 2: набора полосок бумаги с напечатанными отличительными особенностями поведения мальчиков и девочек, клеящих карандаша, ножниц; в достаточном для обеспечения возможности выбора количестве тексты статей и изображения девочек и мальчиков; по количеству участников стикеры розового и голубого цвета на клейкой основе; презентация, видеозапись РППС в групповой, аудиозапись песни «Из чего же, из чего же…» (сл. Я.Халецкого, муз. Ю.Чичикова); музыкальный центр, интерактивная доска, таймер.

Ход мероприятия


Звучит песня «Из чего же, из чего же…». Входя в зал, участники меро-приятия выбирают стикеры розового и голубого цвета и располагаются за столами, накрытыми скатертями соответствующего цвета.
Ведущий (В.). Добрый день, ува-жаемые коллеги! Наша встреча актуа-лизирует знания по осуществлению гендерного подхода в образователь-ном процессе учреждения дошкольного образования.
Входя в зал, вы выбрали стикеры голубого или розового цвета и таким образом разделились на две группы—«Мальчики» и «Девочки».

Задание «Аллитерация имени»


В течение минуты участникам мероприятия предлагают с учётом принятой позиции мальчика или де-вочки придумать себе имена — прилагательные на ту букву, с которой начинается их имя. Например, Жанна с позиции девочки — женственная, с позиции мальчика — жизнерадостная, Татьяна, с позиции девочки — тихая, с позиции мальчика — требовательная и т.д. Участники записывают придуманные имена на стикерах и прикрепляют их к одежде.
В. Уважаемые коллеги, обратите внимание, что имена, придуманные с позиции мальчика, имеют оттенок действия, активности, а имена, приду-манные с позиции девочки, носят описательный характер.
Мальчики и девочки — это два мира. Они по-разному смотрят и ви-дят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково, необходим гендерный подход.

Задание «Мозговой штурм»


В течение 3 минут участникам мероприятия предлагают подумать и ответить на вопрос: что такое гендер-ный подход и какова его цель? (Ген-дерный подход—это учёт характеристики пола в образовательном процессе. Целью гендерного подхода является создание условий для максимального самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек).
В. Требования гендерного подхода соответствуют педагогическим и психологическим основам индивидуализации образовательного процесса. Но данный подход шире, поскольку предполагает опору на природосооб-разные особенности развития мальчи-ков и девочек. Кроме этого, требова-ния к реализации гендерного подхода опираются на социальные и психоло-го-педагогические условия приобре-тения половых навыков в онтогенети-ческом развитии. Уже в 2-3 года ребё-нок начинает понимать свою принад-лежность к одному из полов и ведёт себя соответствующим образом. К 3-4 годам он усваивает стереотипы мужского и женского поведения. В 3-7 лет понимает, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами, и что это неизменно.


Задание «Методы обучения»


На интерактивной доске – слайд «Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста». В течение 3 минут группе «Мальчики» нужно сде-лать вывод, какие методы и приёмы обучения предпочтительнее использовать для мальчиков, группе «Девочки» — для девочек.
(Для обучения мальчиков пред-почтительнее использовать практи-ческие методы обучения (опыты, экспериментирование, моделирование), экскурсии, введение элементов соревнования. Для обучения девочек—словесные методы и приёмы обучения (рассказ, беседа, объяснение), дидактические игры, загадывание и отгадывание загадок).
В. Конечно, подобное разграни-чение носит условный характер. Вы-бор методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от программных задач и сюжета занятия, наличия дидактических средств.
Одним из ведущих условий осу-ществления гендерного подхода явля-ется создание в групповой РППС, со-держащей большое количество разно-образных предметов: игрушек, инст-рументов, которые можно использо-вать не только по прямому назначе-нию, но и в качестве предметов заместителей, формирую первоначальные интересы к различным профессиям.

Задание «Анализ групповой»


Группам предлагаем просмотреть видеозапись РППС в групповой одной из старших групп учреждения дошкольного образования, с учётом гендерного подхода оценить её элементы, выделить положительные и отрица-тельные аспекты организации. (Иг-рушки направлены на удовлетворение типичных игровых склонностей от-дельно мальчиков и девочек. Для мальчиков имеются машины, конструкторы, оружие, для девочек—куклы, посуда, фигурки животных и т.д. Есть в среде предметы для организации сю-жетно-ролевых игр для воспитанни-ков).
В течение 5 минут группе «Маль-чики» нужно сформулировать пред-ложения по насыщению РППС в груп-повой с учётом формирования интересов мальчиков и девочек к различным профессиям. (Например, дополнить РППС элементами оборудования, необходимого для формирования умений «мужского» и «женского» труда. («Мастерская» с наборами простых инструментов для формирования представлений о таких профессиях как «Столяр», «Плотник», «Рабосий»; «Кухня», «Прачечная» и т.д.)
В. Значительная роль в реализа-ции гендерного воспитания и форми-рования первоначальных представле-ний о различных профессиях принад-лежит сюжетно-ролевой игре. Необ-ходимо осуществлять руководство содержанием сюжетно-ролевой игры с учётом особенностей мальчиков и девочек.


Очень важной педагогической задачей является преобладание разоб-щённости между мальчиками и девоч-ками, организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы дей-ствовать сообща. Но в соответствии с
гендерными особенностями (мальчики принимали бы на себя мужские роли, девочки—женские).

Задание «Сюжетно-ролевая игра»


В течение 10 минут придумать приёмы, которые помогут организо-вать совместную сюжетно-ролевую игру мальчиков и девочек, а затем презентовать их. В ходе игры акцен-тировать внимание на названиях про-фессий, которые могут встречаться в той или иной сюжетно-ролевой игре.
В. В ходе формирования перво-начальных интересов к каким-либо профессиям необходимо тесно со-трудничать с родителями: приглашать на праздники мам и пап, на родитель-ские посиделки, проводить мастер-классы, консультации, побуждать к участию в тематических выставках.


Задание «Памятка для родителей»


На столах—листы бумаги форма-та А3, изображения мальчиков и девочек, тексты статей, клеящие карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы. В течение 10 минут необходимо разработать памятку о гендерном подходе в воспитании: группе «Мальчики» — для родителей мальчиков, группе «Девочки» — для родителей девочек. В завершении организуется презентация памяток.

Рефлексия


Участникам мероприятия предла-гается закончить одну из фраз, нача-тых ведущим:
-«Теперь я знаю, что…»
-«Осуществление знакомства с профессией предполагает…»
-«При организации РППС в груп-повой следует…»
-«Сюжетно-ролевые игры маль-чиков (девочек) отличаются…»
-«Я понимаю, что…»
Звучит песня «Из чего же, из чего же…». Участники мероприятия покидают зал.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Аверьянова, Т. Гендерная идентичность детей дошкольного возраста / Т.Аверьянова // Пралеска.—2014.--№6.—С.28-29.
2. Розум, О. Такие разные: маль-чики и девочки / О. Розум // Прале-ска.— 2020.--№5.—С.67-70.
3. Учебная программа дошколь-ного образования.—Минск : Нац. ин-т образования. 2019.

 


МАСТЕР-КЛАСС С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ  

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения

Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире про-фессий;
- понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;
- содействовать личностному самоопределению.

Материалы и оборудование для проведения мастер- клас-са: мультимедийная установка, презентация, листы бумаги формата А3, марке-ры – 2 шт.; кружочки - стикеры из самоклеящейся бумаги голубого и розового цвета по числу участников; предметные картинки; скрепки, шарики.


Ход мастер- класса


Ведущий (В.) Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастер-классе по теме «Мы такие разные: мальчи-ки и девочик».
В. «Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные — и по-своему прекрасны!»
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным стра-нам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в общест-ве сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточ-но познакомить детей с трудом по-вара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно.
В. Современная действитель-ность нам диктует новые требова-ния. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рас-сматривается как неотъемлемое ус-ловие их всестороннего, полноцен-ного развития.
Разнополое воспитание в дет-ском саду во многом опирается на индивидуальные особенности кон-кретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и муж-чин, с которыми маленький человек постоянно сталкивается в семье. Многие родители, указывая на этот воспитательный момент, считают, что больше ничего делать не нужно. Проблема состоит в том, что зачас-тую, современному ребенку сложно воспитывать себя самому.
В настоящее время в системе дошкольного образования возника-ют серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между маль-чиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свой-ства и отношения называются ген-дерными).
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя пред-ставителем того или иного пола. В результате этого у детей формирует-ся гендерная устойчивость: «Я – де-вочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Психологи считают, что очень важно начинать эту работу как мож-но раньше, так как представления детей к женскому или мужскому по-лу ещё не устойчивы. Предлагаю вам попробовать разобраться в этом.
Игра «Психологический портрет»
(Одной команде педагогов предлагается выбрать характери-стики для мальчиков, второй ко-манде — для девочек)
Девочки Мальчики
1.Чаще проявляют симпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 1.Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы
2.Большая гибкость при адаптации к новым условиям 2.Быстро снимают эмоциональную напряженность
3.Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям
3.Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную деятельность
4.Быстрее реагируют на мимику, жесты, позу и т.д. 4.Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого
5.Бытовая тематика игр («семья», «больница», «магазин») 5.Игры военно-героической тематики. Игры на приключенческую тематику
6.Игры подвижные с малой и средней степенью подвижности 6.Игры подвижные с высокой степенью двигательной активности
7.Изображает людей, природу
7.Рисуют технику, машины
8.Любят лирические, спокойные мелодии 8.Любят маршевую, бодрую музыку

9.Лучше выполняют задачи типовые, шаблонно 9.Любят решать нестандартные
задания, выдвигают новые идеи.
10.Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания 10.Не интересно делать одно и то же, исполнительская часть оформления задания невелика
В. В групповом помещении была создана развивающая предметно-пространственная среда для мальчиков и для девочек, которая содержит в себе большое количество разнообразных предметов: игрушек, инструментов, деталей, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и в качестве предметов-заместителей. Девочки предпочитают тихие игры на семейно-бытовые темы, а мальчики наполненные движением, шумом.
Игра-соревнование «Современная сюжетно-ролевая игра»
(двум командам необходимо приду-мать современные сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек, кто больше)
В. Для игр у девочек есть не-большое игровое пространство в групповой комнате учреждения до-школьного образования. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у них достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
В игре закладывается фундамент эмоционально-позитивного от-ношения к роли ребенка в обществе, как мужчины или женщины, как па-пы или мамы в дальнейшем его развитии. При создании образа ребенок может выражать как женские, так и мужские качества, профессии.

Игра-имитация


«Что мы видели—не скажем, а что делаем – покажем»
(педагогам предлагаются картинки с изображением предметов, по которым можно определить профессию)
В. В течение всей работы я тес-но сотрудничала с родителями своих воспитанников. Работу с ними проводила по плану. Родителей приглашала на праздники для мам и для пап, на родительские посиделки, мастер-класс, регулярно участвовали в тематических выставках совместного творчества. Как правило, они понимают, что в воспитании девочек и мальчиков нужен разный подход, важность их особенностей. Часто на своих мероприятиях использовала различные истории, легенды, быль.

История «Скрепочка»


(Всем участникам раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки. Имейте в виду, что скрепка может сломаться в ходе игры — у вас должны быть запасные).
В. говорит:
1. «Жила-была девочка Скре-почка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и от-крытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку).
2. Скрепочка хорошо училась. Особенно проявляла интерес к кон-струированию. Поэтому, когда при-шло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обуче-ния, у неё никаких сомнений не воз-никало — буду архитектором (пред-лагается согнуть скрепку в форме дома).
3. Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что это мужская работа. Мама сказала, что её выбор — рабо-та не для женщин, и лучше посту-пать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают в основ-ном мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не строительством (из скрепочки пред-лагается сделать восклицательный знак).
4. В конце концов Скрепочка решила, что доводы родителей, ба-бушки, других знакомых — дель-ные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце).
5. Скрепочка хорошо сдала эк-замены и поступила в педагогиче-ский вуз. И стала Скрепочка учи-тельницей. Уроки, тетради, конспек-ты, лабораторные… Скрепочка по-нимала, что учить детей — благо-родное дело, однако ей по ночам снились различные здания, макеты, чертежы (предлагается сделать знак бесконечности).
6. И однажды Скрепочка сказа-ла себе: «Хватит, хочу быть архи-тектором, вернуться к своей завет-ной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному со-стоянию).
Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ре-бёнка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут по-влиять на нашего ребёнка в буду-щем. Так же как и на нашей скрепке, остаются следы.

Заключительная часть


В. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

Рефлексия


Я предлагаю Вам сделать из шариков мальчика или девочку, кого Вам воспитывать легче? (необходимо взять маленький шарик (розовый или голубой), фломастер (сделать улыбку), нарисовать волосы, глаза)
Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!
Вывод: «Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает ». /Герман Брох

 

ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебная программа дошкольного образования.—Минск : Нац. ин-т образования. 2019.
2. Алехнович, Е. Ч. Полороле-вое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения : пособие для специалистов системы дошк. образования / Е. Ч. Алехнович ; ГУО «Минск. обл. ин-т развития образования». – Минск : МОИРО, 2010. – 61 с.

 

Меню раздела