ЛОК 2023
Инструктивно-методическое письмо
Консультация "Организация летней оздоровительной кампании в УДО"
14.04.2022
Летнюю работу в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:
- выяснить, кто из детей будет посещать УДО летом;
- подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;
- составить план летней оздоровительной работы;
- провести необходимую работу с родителями.
Летом вносятся изменения в режим дня детей: ежедневно в каждой группе проводится только одно занятие в первой половине дня эстетического или оздоровительного цикла, т.е. музыкальное или физкультурное. Во второй половине дня один-два раза в месяц проводятся развлечения, досуги, праздники и т.д.
Закрепление знаний и индивидуальная работа по усвоению программы проходит в играх, повседневной деятельности, индивидуальной работе.
Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, расслабляет организм, порождает скуку, апатию.
Очень важно соблюдение режима дня. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики. Занятия проводятся по расписанию занятий на летний период (эстетический, оздоровительный циклы).
Должен строго соблюдаться режим питания детей. Летнюю пищу необходимо обогащать свежими овощами, фруктами, ягодами. Так как учреждение не может удовлетворить эту потребность в полной мере, необходимо привлекать родителей к решению данного вопроса. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение питьевого режима (суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, детей 5-6 лет – 1,3 литра, в жаркий период она увеличивается). Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.
Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 3,5- 4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.
Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.
Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное.
Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).
Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии. Экскурсия в природу будет успешной, если воспитатель не только рассказывает что- то новое, но и опирается на опыт детей, вопросами заставляя их подумать, найти ответ, присмотреться, т. е. создает проблемные ситуации.
Рекомендуется проводить повторные прогулки и экскурсии в одно и тоже место, т. к. это во многом способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности. Важно при этом сосредоточить внимание детей на тех изменениях, которые произошли в природе. После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.
Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.
Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.
Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.
Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.
Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.
Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.
Труд. Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети. В летнее время, кроме дежурства по столовой, по уголку природы, вводятся и другие дежурства: по огороду, по участку и т.д.
Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши сажают лук, сеют бобы, фасоль, горох, кукурузу, подсолнух на огороде, цветы на клумбе, поливают грядки. С не меньшим интересом они рвут траву для животных уголка природы, собирают шишки для игры и поделок, срезают лук на огороде.
Развлечения. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Развлечения можно проводить и в группе. Составляется план музыкальных и спортивных развлечений, в которых участвуют взрослые и дети.
Памятка по организации и проведению работы в период летних каникул в учреждениях дошкольного образования
14.04.2022
Памятка по организации и проведению работы
в период летних каникул
в учреждениях дошкольного образования
Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления решаются задачи:
- Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
- Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
- Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
- Формирование эмоционального восприятия дошкольников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
- Создание предметно-развивающей, оздоровительной, предметной среды в дошкольном учреждении, на участке и за его пределами – особое внимание уделить (обеспечению безопасных условий пребывания детей в дошкольном учреждении)
Обращаем Ваше внимание на наличие документации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими письмами и методическими рекомендациями Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Напоминаем, что при подготовке и проведении летней оздоровительной кампании в учреждении дошкольного образования должны быть:
- Приказ об организации летней кампании (пересмотреть содержание, сроки: соответствие с приказами ОО).
- Приказына переформирование групп или их закрытие (на основании Положения об учреждении дошкольного образования, п.18), приказы УО в связи с организацией летнего периода.
- Акт готовности учреждения к летнему периоду. Не следует указывать, что учреждение готовок проведению летних каникул, если запланированное в подготовительной работе на момент заполнении акта не выполнено (например, яма для прыжков не оформлена, оборудование не отремонтировано и т.д.). Если в акте отражены недостатки (значит учреждение частично готово), то необходимо указывать сроки их устранения и создать повторный акт об их устранении (см. подходы по оформлению актов в Инструкции по делопроизводству (гл.7, с п.111). На все, что не исправно должны быть представлены копии заявок, поданных в управление образования.
- Акты на спортивное оборудование(улица, зал) на каждый снаряд заполняются отдельно (обратите внимание на дату), с записью в журнал регистрации актов контроля за надёжностью установки (разделы таблицы журнала включают: наименование снаряда, дата испытания и контроля, заключение комиссии, Ф.И.О. членов комиссии, подписи). Обследование спортивного оборудования требует осмотра его технического состояния, целостности конструкции, состояния сварных швов, мест крепления и крепежных деталей, надёжности установки, качества лакокрасочных покрытий, габаритных размеров и внешнего вида.
- Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учетом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели). ВНИМАНИЕ! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений! В спальных и туалетных помещениях не должно быть никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) — ростом не выше 15см; шторы или жалюзи на окнах должны быть раздвинуты. Обратить внимание на порядок во всех шкафах (санитария, ножницы, скрепки, клей и т.д.) и всех доступных для детей мест (опасные предметы!). Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне, умывальной размещаются в соответствие с санитарными правилами на расстоянии 0,8-1,2м от пола. Проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования в условиях пребывания воспитанников запрещается! В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
- Туалетные помещения.Систематически проверять количество и гигиеническое состояние расчёсок (размещаются в умывальной комнате либо в чехлах в детских шкафчиках). Душевой поддон должен быть оборудован поручнями. Полотенца, включая и для ног, должны соответствовать количеству детей в группе на сегодня и сменяться по мере загрязнения. Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства должны находиться в специальных закрывающихся шкафах.
Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убирать сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, организовывать игры с водой. Напоминаем, что игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы должны быть с крышками, отремонтированные (внимание гвозди!). Обеспечить ежедневный полив песка и территории (следить за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка.
Территория, участки. Обращаем внимание на ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев (необходимо периодически засыпать песком, землей). Цементные выступы от демонтажа оборудования, пни от спиленных деревьев, камни на участках необходимо убрать! Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. Опасные участки на территории учреждения огородить красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, стекла и т.д.). Имеющиеся на асфальтовом покрытии ямы необходимо зацементировать. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен.
Яму для прыжков необходимо оформить в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1,5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4м от забора. На дорожку для разбега отводят 8-12м, ширина её 80-100 см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20 см и длинной 80-100 см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края на 1-2 см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.
Наличие «Дорожки здоровья» (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).
Распорядки дня должны соответствовать возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядки в течение лета меняются в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приемами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3,5-4ч. Время выдачи пищи (по графику) и время приема пищи (по распорядку) не должны совпадать (интервал 5-10 мин.).
Анализ деятельности учреждения дошкольного образования в период летних каникул. Информация должна носить аналитический характер, а не представлять собой констатацию проведенных мероприятий. Особое внимание обратить на анализ питания и анализ состояния здоровья детей (сколько воспитанников оздоровилось в условиях учреждения дошкольного образования, во время отдыха с родителями (море, дача, санатории…); улучшились ли антропометрические показатели, количество случаев заболеваемости, наличие травм, как на состояние здоровья повлияли проведенная физкультурно-оздоровительной работа, система закаливания и т.д.). Целесообразно отразить мнение родителей об итогах работы учреждения в период летних каникул. В анализе должны быть указаны недостатки, проблемы, представлены пути преодоления проблем со сроками их устранения (ближайший период либо период следующих летних каникул). В годовой план работы учреждения на учебный год (июнь, июль, август) необходимо включить мероприятия, направленные на совершенствование деятельности коллектива в период летних каникул.
Обращаем Ваше внимание, что планирование работы учреждения дошкольного образования в период летних каникул является частью годового плана учреждения дошкольного образования на учебный год. На собрании трудового коллектива рассматриваются вопросы, предусмотренные в годовом плане учреждения дошкольного образования, а также учитываются вопросы, рассматриваемые на совещании управления образования по подготовке к летней оздоровительной кампании.
О некоторых аспектах при планировании работы в период летних каникул. Напоминаем, что инструкций по ядовитым грибам и растениям, по острым кишечным инфекциям, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников и т.д. – нет. Необходимо четко определиться с формой работы по изучению этого содержания: консультации, рекомендации, памятки. В соответствии с выбранной формой данный материал оформляется, а также фиксируется место его изучения (лист регистрации к консультации, протокол собрания при заведующем или протокол инструктивно-методического совещания с рассмотрением указанных вопросов …). Необходимо внимательно относиться к содержанию консультаций, протоколов, решений, прежде чем их оформлять. Формы работы с кадрами должны быть дифференцированы с учетом качественного анализа кадров (наличие молодых, начинающих педагогов, узких специалистов), специфики работы учреждения, итогов прошлого лета. Целесообразно включать вопросы для рассмотрения с педагогами: «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение деятельности педагога в период летних каникул» (ИМС, консультация, семинар), «Создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования» (совещание при заведующем, семинар, ИМС). Информационно-аналитическая деятельность планируется в основном в форме оперативного и тематического анализа. К начинающим и молодым педагогам применяется постоянный (контроль) анализ деятельности. При планирование аналитической деятельности в период летних каникул учитывать приоритетные направления работы с воспитанниками (физкультурно-оздоровительная; художественно-эстетическая).
Формы работы с семьей. Провести опрос родителей об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения (на основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007г. № И-10-16/75). Запланировать опрос родителей «Уровень удовлетворенности работой учреждения дошкольного образования в период летних каникул».
Обратить внимание на эстетику оформления родительских уголков в группах, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина должно находиться в каждой возрастной группе. В родительском уголке размещается материал в соответствие с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения на конкретный день, неделю.
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
утреннюю гимнастику;
физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
самостоятельную двигательную деятельность;
закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Художественно-эстетическая работа включает:
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников;
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в режимных моментах;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
сольное и коллективное музицирование;
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
Музыкальные игры с пением, хороводы.
Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
развитие
формирование
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей.
Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Обращаем Ваше внимание на содержательный аспект консультаций, рекомендаций, размещенных в родительских уголках; эстетичность оформления.
- План образовательного процесса с воспитанниками.
Занятия в период каникул не планируются.
Обращаем Ваше внимание на часто встречающиеся недостатки:
- Не всегда соблюдаются требования к тематическому планированию;
- Не прослеживается работа специалистов (руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей и др.);
- Содержание запланированной работы не соответствует виду деятельности;
- Планируется недостаточное количество и разнообразие строительно-конструктивных игр, игр с водой и песком;
- Недостаточное количество методической литературы в микрокабинете воспитателя группы (сделать анализ литературы, отметив условным обозначением грифованную);
- При планировании работы с воспитанниками с учетом объединения в группах детей разного возраста не отражается дифференциация (цели и задачи согласно возраста);
- Недостаточно внимания уделяется индивидуальной работе с воспитанниками, не ведется своевременный учет и планирование;
- При планировании работы с семьёй предпочтение отдаётся консультативно-рекомендательной деятельности.
Обращаем внимание на наличие у воспитателей перспективных планов проведения пеших походов-прогулок, целевых экскурсий, музыкальных развлечений, физкультурных досугов; мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сценарии досугов, развлечений, праздников, конспекты пеших походов, целевых экскурсий (наличие в соответствии с планом специалиста, учреждения).
Обращаем особое внимание на: цели, задачи, содержание, которое не всегда соответствуют форме проведения мероприятия, сезону; недопустимость слов «игры-занятия», ход занятия, части занятия, дети под музыку заходят в зал и др.
Схемы маршрутов необходимо оформить в соответствии с требованиями: обозначить опасные места, места привалов, время в пути, расстояние до объектов, путь до места назначения и обратный, ввести условные обозначения и т.д. При описании маршрута путь до места назначения прописывается подробно.
Акты обследования маршрутов: пересмотреть содержание, сроки обследования, указать для детей, какой возрастной группы (например, данный маршрут рассчитан для образовательной работы с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста).
Конспекты к маршруту: титульный лист (номер, название маршрута, форма мероприятия, тема, например, конспект проведения пешего похода-прогулки (целевой экскурсии) по маршруту №3 «Водоем» с воспитанниками средней группы тема: «Лето красное для здоровья важное» («Кто живет у водоема?»); второй лист: километраж, время в пути, цель (в зависимости от мероприятия: пеший поход; целевая экскурсия и т.д.), оборудование, предварительная работа, ход мероприятия, литература.
Тетрадь выхода за территорию. Количество выходов по плану и количество проведенных должны соответствовать (исключение: погодные условия (прописать замену в плане образовательной работы в группе).
Обращаем внимание на наличие экологической тропы – специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, который позволяет детям самостоятельно или под присмотром экскурсовода – воспитателя познакомиться с окружающей природной средой данной местности, получить знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. Общая протяжённость экологической тропы 230 метров. Место и названия стоянок определяется в зависимости от расположения наиболее интересных объектов природы, находящихся на территории дошкольного учреждения. Маршруты «экологической тропы», утверждённые руководителем (примерные конспекты для всех возрастных групп). Примечание: для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) экскурсии планируются лишь на части экологической тропы (часть выбирается воспитателем-экскурсоводом); дети средней группы (от 4 до 5 лет) проходят весь маршрут, но при изучении включаются не все объекты экологической тропы; дети старшей группы (от 5 до 7 лет) проходят по всему маршруту тропы, с более полным обзором объектов.
Необходимо иметь подробную, доступную и реально выполнимую для работы информацию о состоянии здоровья детей (листки здоровья, списки диспансерных детей (III –IY группой здоровья), списки воспитанников, находящиеся на диетпитании и склонных к аллергии, списки детей, имеющих нарушения ОДА (плоскостопие, осанка), рекомендации по коррекции двигательного режима детей 3-4 группы здоровья, рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы с детьми по развитию двигательных навыков и умений, план индивидуальной работы с детьми, имеющими недостаточный уровень физической подготовленности по основным видам движений). Наличие сведений должно быть как в группах, так и у специалистов. Информация передается из закрытых групп в те, куда переводятся дети. Необходимо иметь сведения о состоянии здоровья воспитанников, которые переведены из других учреждений. Педагоги должны владеть информацией по каждому воспитаннику и осуществлять индивидуальный подход при организации деятельности.
Необходимо пересмотреть протоколы родительских собраний, где рассматриваются вопросы организации летних каникул (групповые, общие), их решения. Целесообразно пригласить для участия в собраниях инспектора ГАИ, представителей службы МЧС, специалистов центра гигиены и эпидемиологии.
Питание в группах. Напоминаем, что стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранить в недоступном для детей месте. Больше внимание следует уделять сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подает готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обратите внимание на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет): совочки и щеточки для сметания мусора, чистая форма для дежурных.
Напоминаем, что питьевой режим организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипяченой воды. Должны быть емкости для хранения чистых стаканов (чашек) и использованных.
Пересмотреть виды закаливания с учетом сезона, возраста, состояния здоровья детей, с соблюдением методики проведения. Необходимо всем четко называть систему закаливания: и педагогам и администрации. Определиться: гигиеническое мытье ног – у вас в учреждении является, как закаливающая (постоянно организуется, используется контраст температур) или, как гигиеническая процедура проводится.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Рабочее время специалистов УДО максимально задействуется в работе с воспитанниками (в период бодрствования детей не должна планироваться и проводиться работа по написанию сценариев, конспектов, изготовлению атрибутов, уборке спортинвентаря, консультированию педагогов и т.д.).
Обращаем Ваше внимание на нецелесообразность включения в график отпусков в один период всех специалистов. Нарушением является отработка специалистом своего рабочего времени на группах вместо воспитателя (это должно пройти через оформление приказа).
Рекомендуем при планировании работы с воспитанниками использовать интегрированный подход.
Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования
14.04.2022
Методические рекомендации адресуются руководителям учреждений дошкольного образования, раскрывают основные задачи методического сопровождения педагогических работников и содержат примерное тематическое планирование образовательного процесса на летний период.
Методическое сопровождение педагогических работников учреждений дошкольного образования к летнему оздоровительному периоду нацелено на совершенствование профессиональных компетенции в обеспечении безопасных условий пребывания воспитанников, создании образовательной среды, содействующей их полноценному развитию и укреплению здоровья.
Основными задачами методического сопровождения педагогических работников являются:
актуализация знаний по созданию здоровых и безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования в летний оздоровительный период;
оказание систематической методической поддержки в планировании, организации и анализе качества образовательного процесса с воспитанниками в летний оздоровительный период;
обогащение методических ресурсов и восполнение имеющегося дефицита компетенций, развитие опыта решения профессиональных задач в вопросах организации художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников летом;
повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей групп раннего возраста по адаптации воспитанников к учреждению дошкольного образования;
поддержка мотивации профессиональной деятельности на создание качественной предметно-развивающей среды на территории учреждения образования в летний оздоровительный период.
В летний оздоровительный период организация методической работы должна осуществляться дифференцировано на основе анализа работы за предыдущие периоды, с учетом актуальных направлений (годовых задач) деятельности учреждения дошкольного образования, специфики образовательного процесса в разных группах и особенностей труда педагогических работников. Организационно-методическое сопровождение предусматривает разнообразные формы и методы работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности, необходимость и периодичность проведения которых определяется руководителем.
Примерное тематическое планирование
образовательного процесса на летний период
Первая младшая группа
Теманедели |
Содержание |
Малыши Встречают лето
|
Формировать элементарные представления о поре года – лето на основе представлений о характерных действиях детей в эти отрезки времени, ярких и характерных проявлениях живой и неживой природы (лето – тепло, гуляем на улице и т.д.). Формировать умения замечать и называть явления природы: идёт дождь, светит солнышко и т.д.Развивать интерес к рисованию простых предметов (солнышко, цветок). |
Малыши и безопасность |
Формировать навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги и др.; умение обращаться за помощью к окружающим в случае опасности |
Растенияучасткадетскогосада
|
Формировать (развивать) умения узнавать по внешнему виду и названию растения (деревья ближайшего окружения, жизненные формы растений, цветущие растения на участке); выделять и называть внешние признаки растений, различать их по величине и форме. |
Животные и Их детёныши
|
Развивать умения узнавать и называть животных и их детёнышей (цыплёнок, жеребёнок, телёнок, щенок и др.), выделять и называть их части тела, отдельные признаки, характерные особенности внешнего вида и движений. |
Моя семья |
Формировать эмоционально позитивное отношение к родителям и близким людям, представления о себе и других. Различать свою половую принадлежность, идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о родственных связях (мои папа и мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), называть своё имя, имена родителей. |
Игры с песком и водой
|
Формировать представления о свойствах объектов неживой природы (вода холодная, теплая; песок сухой, влажный, жёлтый и т.д.); способах действия с ними (воду льют, наливают, переливают, разливают; песок насыпают, пересыпают, рассыпают, собирают). Формировать умения использовать способы практических, обследовательских действий с доступными предметами ближайшего окружения, с природным материалом. |
Путешествие в странуЗдоровья
|
Формировать основы здорового образа жизни, умения соблюдать правила личной гигиены (мыть руки, умывать лицо, чистить нос, чистить зубы), правильно применять предметы личной гигиены; формировать представления о том, что хорошо и что плохо, воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности. |
Птицы, насекомые |
Формировать умения замечать, узнавать и называть птиц (ворона, воробей и др.) и насекомых (бабочка, жук и др.) в ближайшем природном окружении. Выделять части тела, отдельные признаки (цвет, величина, издаваемые звуки, характерные движения). |
Огород |
Развивать умения узнавать по внешнему виду названию растения огорода в процессе наблюдений, на картинках, в играх, игрушках: различать растения по цвету, величине, форме; выделять и называть внешние признаки и т.д. Развивать умения совместно со взрослым ухаживать за растениями. |
Сад (фрукты, ягоды) |
Развивать умения: узнавать по внешнему виду и названию растения в процессе наблюдений, на картинках, в играх, в игрушках, различать растения по цвету, величине, форме; выделять и называть внешние признаки и т.д. Развивать умения совместно со взрослым ухаживать за растениями. |
Любимые сказки |
Развивать художественное восприятие, интерес к содержанию литературных произведений; эмоциональную отзывчивость, отражать в играх образы персонажей, интерес к звукам, словам, рифмам; следить за развитием действия в стихотворениях, сказках; активно выражать свои впечатления, эмоции, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; обогащать пассивный и активный словарный запас детей |
Лето, летние развлечения |
Развивать представления о порах года (лето) на основе представлений о характерных признаках, ярких проявлений живой и неживой природы; умение определять пору года (лето) по словесному описанию, изображению, наблюдению. Развивать интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем природном окружении, на картинках; эмоционально положительную отзывчивость на виды деятельности в летний период. |
Вторая младшая группа
Тема недели |
Содержание |
Лето-тёплая пора
|
Расширять представления о летней поре года с опорой на словесное описание характерной деятельности детей, взрослых, явлений живой и неживой природы (летом воздух становится тёплым, солнце светит ярко, бывают грозы, дожди, земля и вода – тёплые). Формировать (развивать) умения определять и называть основные состояния погоды летом (тепло, жарко, солнечно) и делать простейшие выводы: для кого (чего) это хорошо или плохо. |
Безопасное детство (дома, на дороге, на участке)
|
Формировать (развивать) умения соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона; позвать на помощь, если поранился); оберегать глаза трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду; соблюдать правила безопасного поведения на дороге (правила перехода дороги, движения по тротуару) и на участке (правила игры, общения с незнакомцем и бездомными животными); соблюдать правила пожарной безопасности |
Растения участка детского сада
|
Формировать представления о ярких проявлениях растений летом (хорошо растут, цветут, плодоносят), частях растений, способах ухода и потребностях растений Развивать умения различать и называть деревья, кусты, декоративные цветы, их отличительные признаки и различать их по другим признакам (окраска, величина, форма листьев, цветков, стебля и т.д.) |
Домашние и дикиеживотные
|
Формировать представления о ярких проявлениях в мире животных в летний период, их потребностях. Развивать умение различать и называть домашних и диких животных; взрослых животных и их детёнышей; выделять отличительные особенности животных |
Белорусскиеигрушки и народныеигры
|
Развивать эмоционально позитивное отношение к народному декоративно-прикладному искусству (игрушкам из керамики, куклы из соломки, льна). Воспитывать эстетические чувства, желание эмоционально откликаться на художественные образы. Поощрять проявление активности и самостоятельности в белорусских народных играх с драматизированными действиями. |
Мойдетскийсад
|
, о способах культурного общения и поведения со сверстниками и взрослыми. Формировать умения рассказывать о людях, работающих в учреждении дошкольного образования (воспитатель дошкольного образования, повар, врач). Воспитывать бережное отношение к предметам близкого окружения (не ломать, не бросать игрушки, класть на место вещи), к продуктам трудовой деятельности взрослого. |
Природный материал. Эксперименты с водой, песком, глиной
|
Развивать умения выявлять свойства природных материалов в процессе экспериментирования (вода льется, просачивается, в ней предметы плавают или тонут; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить; влажная глина мягкая, лепится). |
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
|
Формировать представления о потребности человека в дыхании, воде, тепле, соблюдении правил личной гигиены; принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях. |
Насекомые
|
Формировать умения различать и называть насекомых (бабочка, божья коровка, муха, пчела, комар), выделять их отличительные особенности в строении, способах передвижения, особенностях питания. |
Овощи. Огород |
Формировать (развивать умения) различать и называть растения огорода (лук, бобы, горох, огурцы и др.), выделять существенные признаки; формировать представления о потребностях растений в свете, влаге и тепле, о способах ухода за растениями; выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, собирать овощи). Воспитывать желание проявлять заботу о растениях. |
Фрукты и ягоды |
Формировать умения различать растения, их части и плоды по отличительным признакам (окраска, величина, вкус, форма листьев); развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов природы; формировать представления о потребностях человека в здоровой пище.
|
В гостях у сказки |
Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость на литературные (фольклорные) произведения; развивать умения воспринимать произведения художественной литературы различных жанров и художественной формы; узнавать литературных героев и их действия, сочувствовать персонажам; пересказывать и обыгрывать совместно со взрослым знакомые сказки, различать произведение на русском и белорусском языках. |
Летнийкалейдоскоп |
Расширять представления о лете с опорой на словесное описание, по иллюстрации, наблюдению, характерной деятельности детей, взрослых, явлений живой и неживой природы в летний период.
|
Средняя группа
Теманедели |
Содержание |
Занимательноелето
|
Развивать умения определять состояние погоды, характерные проявления неживой природы летом: тепло, солнечно, идут теплые дожди, объяснять влияние их на растения, животных, человека; характерные проявления в мире растений (много травы, цветов, созревают ягоды, фрукты), мир животных (много насекомых, птиц). Труд в природе (совместно со взрослым выращивать растения в цветнике и огороде. |
Правила безопасности летом (дома, на улице, в природе) |
Формировать представления о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях во дворе (если увидел осу, пчелу; как кататься на качелях). Формировать (развивать) умения применять правила безопасного поведения в доме (опасно выглядывать из открытого окна и балкона); на улице (не подходить к открытому люку); в природе (нельзя долго находиться на открытом солнце; купаться в водоёме только со взрослыми и пользоваться надувным кругом, нарукавниками, жилеткой; ходить в лес только со взрослыми; безопасного катания на велосипеде, самокате |
Растениялетом
|
Обогащать представления о строении, развитии и способах ухода за растениями. Развивать умения отличать характерные проявления в мире растений в летний сезон; распознавать и называть кустарники, деревья, травянистые цветущие растения; группировать растения по внешнему виду и месту произрастания. Формировать (развивать) умения совместно со взрослым осуществлять уход за растениями |
Животныелетом
|
Формировать представление о стадиях роста и развития животных; правилах взаимодействия с ними. Развивать умения распознавать и называть зверей; группировать животных по разным признакам: дикие и домашние; взрослые и детёныши; животные леса, парка, сквера; сравнивать характерные проявления в мире животных в летний период с другими сезонами. |
Культура Беларуси: народное декоративно-прикладное искусство и игры.
|
Формировать (развивать) умение с помощью взрослого понимать содержание предметов декоративно-прикладного искусства (игрушки из керамики, куклы, птицы, звери из соломки, льна); анализировать особенности белорусского декоративно-прикладного искусства (традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента). Воспитывать ценностное отношение и эстетические чувства. Формировать дружеские взаимоотношения играющих с помощью белорусских народных игр. |
Моямалаяродина |
Формировать представления об основных достопримечательностях родного города (поселка), о знаменитых людях, прославивших местность; воспитывать эмоционально позитивное отношение к родине - месту, где родился и живут родные, к родному дому. |
Юныеисследователи
|
Формировать представления о свойствах объектов неживой природы (вода может нагревать и охлаждать другие предметы, растворять некоторые вещества и менять свою окраску и запах; песок пропускает воду, сухой песок легкий, под воздействием воды песок становится тяжёлым, пластичным, плотным; воздух невидим, невесом, без запаха, не имеет формы, он вокруг нас; засохшая глина – твердая, когда она влажная-мягкая, из нее можно лепить). Развивать умения различать способы экспериментирования с предметами (определение свойств и качеств бумаги, дерева, резины, ткани, стекла), устанавливать взаимосвязи между назначением предмета и качеством материала. |
Я здоровым быть хочу – за здоровьем я слежу. Деньздоровья
|
Развивать умения соотносить знания о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним, использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья: выполнять гигиенические процедуры, защищаться от микробов, есть продукты, полезные для здоровья, принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развиватьумениярассказывать о своёмздоровье. |
Удивительныймирнасекомых
|
Развивать умения распознавать и называть насекомых (стрекоза, кузнечик, муха, бабочка, пчела, шмель, муравей). Определять в процессе наблюдений потребности насекомых (в свете, пище, тепле, жилище). Формировать представления о месте обитания, стадиях роста насекомых (яйцо-гусеница-куколка-бабочка), умение устанавливать взаимосвязь между погодой и состоянием насекомых. |
Огород. Труд в огороде. |
Распознавать и называть овощи (свекла, капуста, кабачок, тыква и др.), семена растений (фасоль, горох, огурцы, свекла и др.), группировать овощи по окраске, форме, вкусу, способу употребления в пищу (в сыром, вареном виде). Определять в процессе наблюдений, труда потребности растений в свете, влаге, тепле, почве и значение целостности растения. Развивать умения совместно со взрослым выращивать растения на огороде, самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай. |
Лес и егообитатели |
Развивать умения распознавать и называть растения и разные виды животных леса, ядовитые (мухомор, бледная поганка) и неядовитые (лисички, боровик и др.) грибы. Устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе летом. Применять правила безопасного поведения в лесу (ходить в лес только со взрослыми, собирать и пробовать только знакомые ягоды и грибы). Воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать её. |
В гостях у книги |
Формировать умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора), отличать прозу и стихотворную речь, выполнять практические художественно-речевые действия: повторять ритмические организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного произведения); рассказывать знакомые произведения. Воспитывать отношение к книге как к произведению культуры (бережное обращение, стремление к рассматриванию иллюстраций, повторному прослушиванию). |
Лето. Летниеразвлечения |
Развивать умения называть характерные проявления неживой и живой природы в летний период, использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья в летний оздоровительный период. |
Старшая группа
Теманедели |
Содержание |
Природалетом
|
Развивать умения отмечать характерные проявления неживой природы летом – самые длинные дни и самые короткие ночи, тепло, жарко, солнечно, идут ливневые дожди, грозы, радуга. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Совместно со взрослым заготавливать природный материал; ухаживать за растениями участка (рыхлить почву, поливать клумбы и грядки). |
Азбукабезопасногоповедения
|
Формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе; люк; строительная площадка); в квартире (открытое окно, балкон). Развивать умения самостоятельно применять правила безопасного обращения с животными; соблюдать правила безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира в стандартных опасных ситуациях на улице и в автомобиле. |
Миррастенийлетом
|
Формировать представления о признаках растений с растениями природной среды. Развивать умения узнавать и называть деревья и кустарники, цветущие и сорные растения, лесные ягоды и грибы; определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда функции органов растений; группировать растения по разным признакам (по жизненной форме, отношению к человеку, способу использования, месту произрастания); характеризовать изменения в мире растений в летний сезон (растения растут, цветут, плодоносят); соотносить состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе. |
Мирживотныхлетом
|
Формировать представления о правила взаимодействия с домашними, бездомными и дикими животными. Развивать умения узнавать и называть животных разных природно-климатических зон; группировать животных по разным признакам: по классам, месту обитания, способу передвижения, природно-климатическим зонам; характеризовать изменения в мире животных летом; соотносить состояние животных с изменениями в неживой природе летом. |
Культура Беларуси: народные промыслы и игры.
|
Формировать представления о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву; предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы). Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве и о работе мастера прикладного искусства. Развивать умения различать и анализировать особенности белорусского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать ценностное отношение и эстетические чувства. Воспитывать интерес к культурным традициям белорусского народа через белорусские народные игры. |
Мояродина – Беларусь
|
Формировать представления о природных символах Беларуси (сосна, цветок василька, лен, клевер, зубр, аист), рассказывать о природе родного края, реках, озерах, заповедниках. Развивать умения узнавать и называть растения и животных, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь.
|
Мы-исследователи
|
Формировать представления о природных ресурсах, нужных человеку (вода, солнечная энергия, энергия ветра). Развивать умения замечать объекты и явления неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни (почва, песок, камни, глина (отличительные особенности), вода (агрегатные состояния воды, круговорот воды в природе, фильтрование воды), воздух (имеет объем, использование силы воздуха), свет (световой луч, солнечные часы, изменение цвета солнечных лучей, появление радуги), теплота (разные материалы нагреваются по - разному). |
Лето спортивное – для здоровья активное. Деньздоровья |
Формировать основы здорового образа жизни. Развивать умения выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдать распорядок дня, употреблять продукты, полезные для здоровья, оберегать себя от попадания микробов и др.). Развивать способность оценивать собственные действия и действия других с точки зрения их пользы для здоровья. Закреплять и совершенствовать элементы техники двигательных действий в гимнастических, спортивных упражнениях, спортивных играх. Знать предметы, снаряды, пособия, необходимые для выполнения физических упражнений, правила пользования ими. |
Водоём. Луг |
Развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных луга и водоёма, формировать представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих на лугу, на водоёме; о сообществе водных и наземных растений и животных, формировать представления о правилах поведения в процессе взаимодействия с растениями и животными. |
Нашчудесныйурожай. Дожинки. |
Развивать умения узнавать и называть овощи, фрукты, зерновые культуры; характеризовать значение растений не только для человека, но и в природе: служат кормом для животных, сохраняют влагу в почве и др. Группировать растения по разным признакам: отношению к человеку (культурные, дикорастущие), способу использования (пищевые, лекарственные, декоративные), месту произрастания (садовые, полевые, огородные).Соотноситьсостояниерастений с сезоннымиизменениями в неживойприроде. |
Летниеминиатюры |
Формировать представления о работе художника, скульптора, дизайнера. Развивать интерес к экспериментированию с художественным материалом, изобразительными техниками. Формировать (развивать) умения самостоятельно создавать предметную, декоративную, сюжетную аппликацию; создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации, используя разные способы и приёмы, средства выразительности; технические навыки работы с изобразительным, природным и дополнительным материалом. |
Этиудивительныекниги |
Формировать и расширять представления о фольклорных и литературных произведениях разных жанров (фольклор, проза, поэзия), способах сочинения сказок, рассказов, стихов; о книге как произведении эстетической культуры. Формировать умения передавать свое отношение к содержанию произведений, развивать умения давать оценку действиям героев литературных произведений. Формировать представления о способах создания творческого продукта (совместно со взрослыми придумывать сказку, рассказ, загадку, стихотворение). Развивать умения различать виды книжной графики (станковая, прикладная). |
В гостях у лета |
Формировать представления о характерных проявлениях неживой природы летом (самые длинные дни и самые короткие ночи, тепло, жарко, солнечно, идут ливневые дожди, грозы, радуга); формировать представление устанавливать связи между изменениями в неживой природе летом и состоянием растений и животных. Развивать умения замечать изменения в одежде, играх и труде человека в природе летом. |
Нормативные правовые акты
- Кодекс Республики Беларусь об образовании : с изм. и доп. по состоянию на 21 сент. 2016 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 400 с.
- Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 15 авг. 2019 г., № 137 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020
- Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образованияРесп. Беларусь. – Минск : НИО, 2019. – 479 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования» от 22 мая 2015 г.
- Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 24 сент. 2007 г., № 50 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020.
- Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований [Электронный ресурс] : постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 7 авг. 2019 г., № 525 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020
- Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохраненияРесп. Беларусь и их отдельных структурных элементов [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 25 января 2013 г., № 8 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020.
- Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь,14 июля 2014 г., № 105 // Национальный правовой интернет-портал. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 19.05.2020