Антикоррупционное законодательство

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.

Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.

На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

В Законе о борьбе с коррупцией:

установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

27.05.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 декабря 2011 г. N 1732 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

27.05.2021

ПРОГРАММА по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы

В Республике Беларусь на протяжении последних пяти лет в целом наблюдалась позитивная динамика состояния преступности, что свидетельствует об эффективности реализации мероприятий Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы. Ежегодно сокращалось число особо тяжких и тяжких преступлений. Снижение до 2019 года общей преступности происходило в основном за счет сокращения таких преступлений, как кражи, грабежи, незаконный оборот наркотиков, управление транспортным средством в состоянии опьянения, что в значительной степени было связано с активизацией деятельности правоохранительных органов по противодействию указанным и другим общеуголовным преступлениям. Криминологический мониторинг и анализ состояния преступности, а также влияющих на нее социальных факторов, осуществляемый правоохранительными органами, показали, что в 2019 году произошло качественное изменение в структуре преступности. На фоне сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений в текущем году наблюдается рост числа менее тяжких преступлений, преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и таких высоко латентных преступлений, как вымогательство, мошенничество, хищение путем использования компьютерной техники. Увеличение числа менее тяжких преступлений и преступлений, не представляющих большой общественной опасности, свидетельствует о недостаточной эффективности системы социальной реабилитации осужденных, профилактики рецидивной преступности, алкоголизма, наркомании, низком предупредительном эффекте применения ряда наказаний, снижении роли общественно полезного труда в обеспечении материального и духовного благосостояния граждан. Анализ тенденций развития криминогенной ситуации показывает, что в современных условиях необходимо уделять повышенное внимание социальной профилактике преступности, прежде всего экономическим факторам, в комплексе базовых причин ее воспроизводства. Актуальной 2 остается задача по устранению причин и условий совершения экстремистских преступлений, уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией, гибелью людей, в том числе в результате нарушения правил дорожного движения и охраны труда. Особенности развития криминогенной ситуации в республике требуют адекватных и эффективных действий государства и общества в сферах предупреждения противоправного поведения, пресечения преступной деятельности, обеспечения неотвратимости ответственности правонарушителей и их социальной реабилитации, осуществления постоянного контроля преступности. Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020-2022 годы (далее - Программа) направлена на дальнейшую реализацию комплексных и своевременных мер последовательной политики Республики Беларусь в сфере противодействия преступности и коррупционным проявлениям, основанных на планировании и координации деятельности правоохранительных и других государственных органов, общественных объединений и иных организаций.

ГЛАВА 1 ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Целью Программы являются снижение уровня и позитивное изменение структуры преступности в Республике Беларусь посредством реализации комплекса мероприятий по совершенствованию антикриминальной и антикоррупционной деятельности, указанных в приложении. Программа направлена на решение следующих основных задач: мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности, миру и безопасности человечества, человеку, его правам и свободам, собственности, правам юридических лиц, природной среде, общественным и государственным интересам, конституционному строю Республики Беларусь, а также установленному правопорядку; обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур; повышение результативности антикриминальной политики, уровня 3 экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов; внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения; повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, доверия к правоохранительным органам и органам государственного управления. Прогнозируемые результаты реализации Программы: снижение количественных показателей, недопущение негативных структурных изменений преступности и коррупции; обеспечение высокого уровня законности и правопорядка в стране; минимизация социального ущерба от криминальной деятельности, в том числе гибели граждан от преступных посягательств.

ГЛАВА 2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с установленными расходными обязательствами в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в соответствующих бюджетах, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством. Финансирование государственного социального заказа производится за счет средств местных бюджетов в рамках мероприятий в области социальной политики в пределах средств, предусмотренных на эти цели местными бюджетами на очередной финансовый год.

ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ

    Государственные органы (организации), указанные первыми в графе «Исполнители» мероприятий Программы (приложение), являются ответственными исполнителями и обеспечивают своевременное и качественное выполнение мероприятий, включая координацию действий их соисполнителей. При необходимости к реализации отдельных мероприятий могут привлекаться не названные в числе исполнителей государственные органы и иные организации, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов. 4 Соисполнители мероприятий Программы представляют по итогам года до 15 января информацию о ходе реализации этих мероприятий ответственному исполнителю, который ее анализирует и обобщает. При этом представление соответствующей информации от соисполнителей, являющихся общественными организациями и объединениями, с их согласия организуют ответственные исполнители. Ответственные исполнители до 1 февраля направляют в Генеральную прокуратуру информацию о реализации подпунктов 1.1-1.3, 1.5-1.8, 1.11, 1.14 пункта 1, подпунктов 2.6, 2.7 пункта 2, подпунктов 3.8, 3.16 пункта 3, подпунктов 5.2.5, 5.2.6, 5.3.1, 5.3.5 пункта 5, подпункта 6.5 пункта 6, подпунктов 8.4, 8.5 пункта 8, подпунктов 9.3-9.9, 9.11-9.14 пункта 9, подпунктов 10.2, 10.3 пункта 10, подпунктов 11.1, 11.2 пункта 11, в Совет Министров Республики Беларусь – подпунктов 1.4, 1.9, 1.10, 1.12, 1.13, 1.15 пункта 1, подпунктов 2.1-2.5 пункта 2, подпунктов 3.1-3.7, 3.9-3.15, 3.17 пункта 3, подпунктов 4.1-4.6 пункта 4, подпунктов 5.1.1- 5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.2.7-5.2.12, 5.3.2-5.3.4 пункта 5, подпунктов 6.1.1-6.4 пункта 6, подпунктов 7.1-7.4 пункта 7, подпунктов 8.1-8.3 пункта 8, подпунктов 9.1, 9.2, 9.10, 9.15 пункта 9, подпунктов 10.1, 10.4, 10.5 пункта 10. Генеральная прокуратура и Совет Министров Республики Беларусь обобщают информацию о ходе реализации мероприятий Программы и ежегодно до 1 марта направляют результаты обобщения в секретариат республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества ...

          

ЧТО ТАКОЕ  ВЗЯТКА?..

     Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка - это «деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий».

      В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

       Взятки условно делятся на явные и завуалированные.

      Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

      Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

 ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?..

      Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

     Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

     Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки.

свернуть

Правонарушения, создающие условия для коррупции

  Совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

  Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

  • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

  Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Информация с Интернет-ресурс

свернуть
Меню раздела