Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Подготовка руки ребёнка к письму в школе.

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы,
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Давайте разберемся более подробно, что это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  

Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

  1. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

  1. Развитие  динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
  1. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  1. Формирование зрительно - пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
  • ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч»;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.
  1. Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет.

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

          Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Подготовка руки ребёнка к письму в школе.

 

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы,
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Давайте разберемся более подробно, что это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  

Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

  1. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы, 

6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».

1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В . появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

 3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 

6-7лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1.Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её

На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …..

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

  1. Развитие  динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

  • Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
  1. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев  кистей рук,  координация движений… )

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей.

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
  1. Формирование зрительно - пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
  • ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
  • ориентировку в окружающем пространстве

(а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч»;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.
  1. Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет.

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет.

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

          Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка»

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 

 

Меню раздела