Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

 

«Лето - это хорошо!» - поют ребята на музыке. И действительно, лето – замечательная пора, пора отпусков и каникул, путешествий и новых впечатлений. За лето вся семья накопит ворох положительных эмоций.           За этот год у Вашего ребенка появились в речи звуки (слова, грамматические конструкции, интонационные приемы, двигательные возможности…), ранее ему недоступные. Важно помнить, за лето эти навыки могут, как закрепиться, так и «потеряться». Чтобы не случилось последнего, прошу вас обратить внимание на рекомендации учителя-логопеда.        Если ребенок летом будет рядом с мамой и папой, которые весь год помнили о речевом воспитании и регулярно выполняли рекомендации логопеда, то целесообразно будет не терять энтузиазма и вдохновения и продолжать играть в логопедические игры. Весь год, давая обратную связь, Вы отмечали успехи и затруднения ребенка в тетради. Обратите внимание на свои пометки. К сложным для ребенка играм вернитесь не раз, но помните о положительном эмоциональном подкреплении. Вашему чаду должны нравиться эти игры, даже если он не всегда в них успешен.            Если ребенок уезжает в гости, например, к бабушке, то стоит рассказать ей о ваших успехах и о важности продолжения занятий. Обеспечьте бабушку материалами для закрепления речевых успехов вашего ребенка: отдайте тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом, по возможности купите тетрадки для закрепления нужных вам звуков, подумайте всей семьей какие игры или бытовые предметы смогут помочь вам в формировании чистой и правильной речи.         Все вокруг может стать наглядным материалом для таких речевых игр как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Совсем не обязательно для такой игры садится за стол, и выделять особое время. Вы можете, используя окружающее пространство, вместе играть утром в кровати, во время чистки зубов или гимнастики, в магазине, на прогулке, в электричке, на пляже, на кухне – весь мир - пространство для детской игры.          Обязательно напомните всем родным, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний.         Летом вокруг столько полезного (я не только про свежие фрукты и овощи)! Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз в разных ситуациях, научить ребёнка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Полезны подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем…) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательных возможностей ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации.           Летом помните об обогащении пассивного и активного словаря ребёнка и развитии у него грамматически правильной фразовой и связной речи. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).           Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка – ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы – залог красивого звукопроизношения.      Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Ваш ребенок наверняка может захватить крупинку гречки двумя пальцами, научите его делать то же самое пинцетом. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.        Помните о дыхании, раз в неделю (или чаще) повторяйте дыхательную гимнастику. На свежем воздухе вдохнуть полной грудью – красота!     Помните, дошкольное детство – время игры. Именно так, через игру,  ребенок познает мир. Предоставьте ребенку возможность обогатить свой игровой опыт. Предлагайте ему играть с взрослыми и детьми, с животными, поощряйте его фантазию, радуйтесь вместе. Придумывайте для ребенка игры и сказки самостоятельно, используйте то, что предлагают педагоги и другие родители. Именно эти, наполненные радостью, моменты останутся в памяти ваших детей надолго.  

Играем в речевые игры:

  • Скажи наоборот (большой – маленький);
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) – рассматривая окружающее;
  • Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение;
  • Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);
  • Один – много (шар – шары, дом – дома, ягода-ягоды);
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик);
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный; каша с молоком – молочная; птица летает – она летающая);
  • «Четвертый лишний»
  • «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под)

Играем, развивая фонематические процессы:

  • В каком слове собачка рычит? (в этом слове есть звук [р]). Пароход гудит? (л) Птичка свистит (с)? и т.п. – для детей 3-4 лет
  • Повтори за мной/ птичкой/мышкой (слоговые дорожки: па – ба, та-да-та, ла-ра-ла, ща-ся-ща и т.д.) для детей 3-7 лет;
  • Назови первый (для детей 4-5 лет) и последний (для детей 5-7 лет) звук в слове;
  • Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ – для детей 5-7 лет;
  • Какой первый звук? Гласный или согласный? – для детей 5-7 лет;
  • Закрепляем звуки в играх (подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется):
  • «Цап-царап» Твоя ладонь в папиной руке. Повторяй за папой слова, как только услышишь кодовое слово. Быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл, Если папа поймает тебя – победитель он.
  • «Шаг вперед» Делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мамой;
  • «Барабанщик» - повторяй за мамой слоги и отстукивай ритм;
  • «Язык» - повторяй за мамой, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил!
  • Произнеси столько раз, сколько лавочек на аллее/ цветов на кусте и т.п.
  • «Наоборот» Повторяй за мамой. Когда она хлопнет, ты топни и наоборот
  • «Ставим в вазу» Повторяй только то, что можно поставить в вазу»
  • «Зеркало» Встань напротив мамы и повторяй за ней слоги/слова/фразы и мамины движения зеркально (Хлопки, подъемы рук)
  • «Я знаю 5 слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.)
  • Если это бывает летом (в лесу, на море, синего цвета, летает и др), то хлопни. Слова повторяй.
  • «Отбери конфетку» Мама кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета. Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Зорко смотри на мамину руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку. Можете меняться местами.
  • «Мода» Повторяй только то, что можно надеть.
  • «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять!
  • «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в карман.

Вы можете самостоятельно пополнять картотеку игр.  

 

                                                                                                     Подготовила:

                                                                        учитель-дефектолог: Козлова И.В.

                                                                        Источник:    

                                                                        www.logopedmaster.ru

Меню раздела