Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

 Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Консультация для родителей

 

    Я думаю, что данная тема считается одной из актуальных в процессе подготовки детей к школе. Итак, почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

     Эти выводы не случайны.

    Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?   Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

    О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

   Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

 

 

Как играть в пальчиковые игры.

  Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

     Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

   Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

   Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

   Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

   В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

   При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

   Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

    Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

   Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Группы пальчиковых игр.

  • пальчиковые игры с предметами;
  • активные игры со стихотворным сопровождением;
  • игры манипуляции;
  • пальчиковые игры на основе сказок;
  • пальчиковые кинезиологические игры;
  • пальчиковые игры с элементами массажа;
  • пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;
  • пальцевые узоры.

Рассмотрим каждый из них.

   Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

   Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Стало солнце пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5!

   Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик я -

Вот и вся моя семья!

    Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

   Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

*ухо-нос (по очереди менять руки)

* живот-голова

*ладонь-пальцы

    Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи, палочки, трубочки).

Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде..

На лбу и ушах, на шее, на локтях,

На носу, на животе, на коленях и везде. .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу и ушах, на шее, на локтях,

На носу, на животе, на коленях и везде».

     Следующий вид - игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер), необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья), а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры -линии периодически меняются путем замены листов.

И завершить свое выступление я хотела бы такими словами:

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

 

Подготовила учитель-дефектолог Козлова И.В.

 

 

Меню раздела