Особенности организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Общие требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования определены Кодексом, образовательным стандартом, учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, программами специального образования.
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
с интеллектуальной недостаточностью;
нарушениями психофизического развития (трудности в обучении);
с тяжёлыми нарушениями речи;
с нарушениями зрения;
с нарушениями слуха;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с аутистическими нарушениями.
Интегрированное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования организуется в следующих формах:
специальная группа;
группа интегрированного обучения и воспитания.
Образовательная интеграция – процесс двухсторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, и дошкольное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с особенностями психофизического развития и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных групп, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка.
Основными задачами деятельности групп и классов являются:
освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
Решение о создании групп и классов принимает учредитель учреждения образования. Прием обучающихся в группы и классы для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании для детей в возрасте до трёх лет составляет от 8 до 10 воспитанников; в возрасте от трёх до 8 лет составляет от 10 до 12 воспитанников.
В нашем учреждении дошкольного образования в 2024/2025 учебном году одна группа интегрированного обучения и воспитания от 4 до 5, в которых начитывается 14 воспитанников. В группе интегрированного обучения и воспитания реализуются: образовательная программа дошкольного образования, программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи», «Воспитание и обучение детей с нарушениями психического развития».
При наличии в учреждении образования группы интегрированного обучения и воспитания разрабатывается учебный план интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год, который является приложением к учебному плану учреждения образования. Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с ЦКРОиР.
На проведение занятий с воспитанниками, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования и для которых создаются условия для получения специального образования на дому, с воспитанниками групп интегрированного обучения и воспитания:
на одного воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, воспитанника с трудностями в обучении – 2,5 часа в неделю.
Указанное количество часов в соответствии с типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, учебным планом интегрированного обучения и воспитания на уровне дошкольного образования на текущий учебный год распределяется учителемдефектологом на образовательные области и коррекционные занятия.
Осуществление образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведёт систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей.
Воспитатели групп интегрированного обучения и воспитания планируют и организуют образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя-дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.
Педагог-психолог ведёт просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно-развивающую работу с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.
Музыкальный руководитель организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.
Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации. Оказывает консультации.
При создании и комплектовании групп интегрированного обучения и воспитания в учреждении образования необходимо заранее информировать законных представителей воспитанников, не имеющих особенностей психофизического развития, о создании таких групп.
Обязательным является проведение разъяснительной работы об особенностях организации образовательного процесса в условиях интеграции.
Подготовил учитель-дефектолог И.В.Козлова