В чём заключается работа дефектолога?

 

 

Нам часто задают вопрос, в чём заключается работа дефектолога? Логопед ставит звуки. Психолог  оказывает психологическую помощь. Все понятно. А дефектолог? 

Наверно, настало время познакомиться.

Дефектолог работает с детьми, у которых имеются особенности умственного и психического развития, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Учитель-дефектолог помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.

Основной целью деятельности учителя-дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих особенности в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования? 

  1. Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития каждого воспитанника, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  2. Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи, активизации познавательной деятельности.
  3. Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста
  5. Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников по вопросам:

- индивидуализации процесса обучении и воспитания   детей   с особенностями психофизического развития;

- определения форм организации и использования эффективных методов и приёмов обучения по исправлению речевых нарушений.

    Учитель-дефектолог в учреждении образования  проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.

Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь учителя-дефектолога. 

Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены:

 - коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико - фонематического недоразвития речи;

- развитие связной речи;

- профилактику нарушений чтения и письма;

- развитие оптико-пространственных представлений;

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Учитель-дефектолог наблюдателен, тактичен, настойчив и нацелен на результат. И все же главное в его работе - терпение. Ты что-то старательно объясняешь ребёнку, а он раз за разом выполняет действие механически и у него не очень получается. И потом – раз! – видишь: загорелся огонёк. И он говорит: «Понял!» И начинает быстро повторять и выполнять действие правильно. Это многого стоит. И в такой момент получаешь удовольствие от работы!

Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога.

О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный учитель-дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. 

Уважаемые родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!

 

Меню раздела