Артикуляционная гимнастика

                                      Уважаемые мамы и папы!

    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык  тренировать, ведь он и так "без костей"?Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

 Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

 Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

 Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находиться в данный момент язык (за верхними губами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

  Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить и вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будите терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Варианты артикуляционных (речевых) гимнастик.

 На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой, или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить её надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении;

показ упражнения;

выполнение упражнения детьми перед зеркалом:

проверка правильности выполнения, указания на ошибки;

выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

  1. Упражнения для языка:

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «ЛОПТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт .Передний и боковые края широкого языка подняты, но не каса-ются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд, и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  1. Упражнения для губ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажаются. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и ниж-ние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» – «ХОБОТОК».

III. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «С», «С,.», «З», «З,», «Ц»:

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно «Ф», сдуть ватку на противоположный края стола.

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. «ФОКУС». Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Ш», «Ж»

«Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

«Приклей конфетку». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Р», «Р,»

«Автомат». Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо, произнеся «т-т-т». Убыстрять тем.

«Пулемёт». Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо, произнося «д-д-д».

«Шмель». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине  языка идёт воздушная струя, подключается голос.

«Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : « бя-бя».

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Л», «Л,»

«Индюк». «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».

«Самолет гудит». Губы растянуты, при длительном произнесении звука «Ы», проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «Л».

Составаила:  учитель-дефектолог Козлова И.В.

Источник:https://www.defectolog.by/

 

Меню раздела