Консультация учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников

 

Совсем скоро наступит то время, когда ребята впервые переступят порог школы. Это важное событие в жизни ребёнка, серьёзный и, безусловно, непростой с психологической точки зрения, шаг на пути к взрослению. Как облегчить ему адаптационный период и как помочь в начале путешествия в мир знаний? Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям это сделать. 

Для успешного обучения в школе чтению и письму, должны быть сформированы навыки:

  • правильное звукопроизношение (все звуки произносятся корректно, дифференцируются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, схожие по артикуляции звуки);
  • сохранная слоговая структура слов (не «проглатываются» и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав);
  • достаточный лексический уровень (владение тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знание слов – антонимов, синонимов);
  • отсутствие аграмматизмов в речи (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  • развитие связной речи: использование в речи сложных предложений, рассказ по картинкам, пересказ (умение называть действие, описывать предмет; в серии картинок понимать логическую цепочку действий – что сначала, что затем; умение рассказать понравившуюся сказку);
  • запоминание стихов, ритмичных стихов-потешек;
  • развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать карандаш (умение собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы);
  • сформированность понятия право-лево, ведущей руки (умение четко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать левую и правую сторону, верхний правый и левый угол);
  • на слух уметь выделять начальный звук в слове.

В последние годы просматривается тенденция увеличения числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам. Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и обращаются к логопеду, не у всех есть возможность получить квалифицированную логопедическую помощь. Наличие в школе пункта коррекционно-педагогической помощи, целенаправленные занятия с учителем-дефектологом помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным для каждого конкретного обучающегося, не оставить речевую проблему на всю жизнь.При поступлении ребёнка в первый класс зачастую становятся заметными проявления нарушений звукопроизношения, которые могут быть как самостоятельным дефектом, так и составляющими более сложных речевых расстройств. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество, на первый взгляд, совершенно ничем не объяснимых и не мотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились. Это возможно, если им немного помочь. Зачастую в школе эта помощь оказывается учителем-дефектологом в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1. Состояние звукопроизношения. Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.

2. Состояние фонематического слуха. К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н -  слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: «Я знаю 2, 3, 4, 5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о, т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.

3. Словарь и грамматический строй речи. К 6-7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «вспомни слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает), «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много» (кот-коты, окно-окна и т.п.).

4. Состояние связной речи. Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.

5. Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6. Развитие мелкой моторики руки. Дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок рисовать солнышко, дерево, травку, машинку, домик. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, срисовывает геометрические фигуры, вырезает по контуру – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движениями руки. Внимание!  Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.  Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее. При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.  При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе.

Меню раздела