Консультация для родителей "Как научить детей звуковому анализу слов"

 

 

   Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

  При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

   Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

  Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

    Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

  Определять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения одного и того же слова  с последовательным интонационным выделением каждого звука. При  интонационном проговаривании слова нельзя отрывать один звук от другого, выделение звука должно проходить в процессе слитного произнесения всего слова. При анализе слова мак, ребенок должен произнести его три раза: (ммак, маак, маК).

  Слово, которое ребенок анализирует, необходимо показать на картинке-схеме. На картинке-схеме размещается рисунок, слово -  название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые показывают, количество звуков в слове.

Примерные игровые задания:

Игра «Назови слова». Эта игра способствует закреплению интонационного выделения звука в слове. Взрослый предлагает назвать слова  с каким-нибудь звуком, например (Р) и произнести их так, чтобы хорошо этот звук был слышен. Если ребенку трудно, то можно  дать картинки, где есть заданный звук.

В игре «Назови слова» также можно использовать стихотворения Л. Куклина «На одну букву».

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.), если гласный- красный квадратик.

Игра «Мамина сумка». Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названии которых есть звук (М). Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирают слова, ориентируясь только на классификационную группу, но забывают о том, называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия продуктов на звук (м), дети могут сказать кефир. В таких случаях необходимо четко взрослому произнести ошибочное слово, показав, что в нем отсутствует заданный звук.

«Стоп игра».  Назовите любые слова. Ребенок говорит «Стоп» если услышит слова с заданным звуком.

Игра «Разведчики».  Предложите всем членам семьи сходить на кухню, в ванную комнату и  найти как можно больше предметов с заданным звуком.

Взрослые, не забывайте: Дети играют и очень важно, чтобы в ходе игры сохранялся развлекательный и эмоциональный характер. Обязательным в играх должен быть момент поощрения (фишки, картинки, наклейки и т.д.).

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Подготовила: Абрамова С.Ф.

воспитатель дошкольного образовании

Меню раздела