Как подготовить ребёнка к школе и развить его способности

 
 

 

Консультация для родителей

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зави­сит желание и готовность ребёнка учиться, его адаптация в школе и классе, психоло­гическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимые условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько полезных практиче­ских рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Роди­телям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождая живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитии мышления и других психических функций. По­степенно список для прослушивания должен дополнять­ся более объёмными и сложными произведениями, с учётом взросления ребёнка. Со временем предлагаемые стихотворные тексты он с лёгкостью будет не толь­ко узнавать, но и самостоятельно воспроиз­водить, получая при этом удовольствие.

Обязательно обсуждайте читаемое с ребёнком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уве­ренность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художествен­ного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает боль­шим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребёнку неизвестны реалии быта (одежда, посуда, домашняя утварь, виды сельскохозяйственных работ и др.), описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Родителю же не приходит в голову мысль, что в тексте может быть что-то непо­нятно. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значе­ние того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения. Во-вторых, малыш может сделать из прочитанного не­правильный вывод, не поняв мотивов поступ­ков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив каче­ства личности персонажей.

Поэтому необходимо обсуждать с ребёнком героев про­изведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать своё отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребёнка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребёнку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребёнка, его ин­тересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, по­думать, всё ли будет ребёнку понятно, чему оно учит.

При разучивании с ребёнком стихотворе­ний и песен обращайте внимание на чувства и мысли, которые стремился передать автор. Помимо выразительного чтения, целесо­образно, на наш взгляд, работать с текстом, объясняя значение различных знаков пре­пинания, их связь с интонированием и дли­тельностью пауз. Это способствует лучшему осознанию заучиваемого, его более прочно­му запоминанию.

Сами читайте художественную литера­туру, в том числе современные произве­дения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ре­бёнка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребёнком библиотеку, научи­те самостоятельно выбирать книги, пользо­ваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, даёт возможность приобрести уме­ния работы с информацией, классификации, структурирования. Уже в раннем возрасте, предоставляя возможность малышу выби­рать книги, обращайте его внимание на жанр произведений, тему, качество оформления и др., тем самым вы позволяете ему проявить себя, свои способности, создаёте условия для проявления активности, развития по­знавательных интересов.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребёнка вопросы вместе, приучайте его са­мостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др. При­веду простой пример: захотели с дочерью на завтрак манную кашу, вкусную, без комоч­ков. Давно не готовила это блюдо и честно призналась, что не помню, как это делается. Сначала открыли вместе поваренную кни­гу, почитали, потом посмотрели несколько роликов в интернете, выбрали рецепт, кото­рый понравился нам обеим, а потом вместе пошагово его повторили. Было интересно и вкусно!

Стимулируйте любознательность ребён­ка, побуждайте его задавать вопросы, инте­ресоваться причинами происходящего во­круг и с ним самим. Важно, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребёнка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребёнка, говоря, что он ещё мал, чтобы справиться с чем-либо, ему ещё рано об этом знать, слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший у ребёнка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициатив­ность, желание экспериментировать, утра­чивается вера в себя и свои способности. В то же время ребёнок дошкольного возраста может многое сделать сам. Например, после соответствующих разъяснений об условных обозначениях «читать» географические кар­ты, планы местности и помещений, самосто­ятельно составлять простейшие маршруты, планы, квесты и оформлять их графически; ориентироваться на местности, используя компас, звёздное небо и др.

Приучайте ребёнка планировать свою дея­тельность и самостоятельно анализировать осуществление её отдельных этапов и полу­ченных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объёма и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребёнком его планы на день, не­делю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, кото­рое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что получилось, а что нет, и почему, отслеживать динамику вы­полнения различных действий и заданий. На основании такого анализа и самоана­лиза приучать ребёнка вносить корректи­вы в свои дальнейшие планы. Например, разукрашивал карандашом рисунок, но не­достаточно аккуратно, выходя за контуры — в следующий раз обратит на это внимание, постарается исправить. В этом случае раз­вивается самостоятельность, формируется ответственность.

Повышайте общий уровень осведомлённо­сти ребёнка об окружающей действительно­сти. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др. Для этого можно использовать различ­ные видеоролики, мультимедийные презен­тации. Интересной формой совместной деятельности с ребёнком является составление лэпбуков (тематических или интерактив­ных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закре­пляя изученное в игре). Например, лэпбук на тему «Часы» может включать в себя:

- модель часов (с возможностью рассмо­треть их устройство: расположение и назначение стрелок, цифры на циферблате и др-);

Лэпбук позволяет комплексно и компак­тно представить информацию по любой теме, получить целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, увидеть их взаимосвязи, расширяет круго­зор, вызывая у ребёнка интерес к выбранной теме, развивает умения поиска и структури­рования материала, стимулирует развитие мышления, речи, внимания, памяти, твор­ческих способностей.

Приучайте ребёнка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребёнка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использо­вания прошлого опыта. В этом случае из­менение условий в новых задачах будут вы­зывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому разви­тию ребёнка, его общей физической подготовке. Это особенно важно, если ребёнок не посещает учреждение дошкольного образования. Ему необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечить её помогут ежедневная зарядка (лучше со­вместно с родителями), подвижные игры (со сверстниками, с членами семьи), регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные и др.), занятия танцами, по­сещение спортивных секций и др. Большое значение имеет регулярность, систематич­ность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный при­мер. Благодаря таким занятиям у ребёнка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своём теле и физических возможностях, спо­собах самосовершенствования.

-историю часов от их появления до на­стоящего времени (интересные факты, изо­бражения часов, которые нужно поставить в хронологическом порядке, начиная от сол­нечных до современных, так называемых «умных» часов); игру «Который час»; пословицы, поговорки, загадки о часах и времени;рассказы и сказки («Чудесные часы» Е. Благининой, «Сказка о потерянном вре­мени» Е. Шварца и др.).

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребёнка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные га­лереи, знакомьте малыша с работами из­вестных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетиче­ское наслаждение от соприкосновения с искусством. При рассматривании картины (её репродукции) обсуждайте с ребёнком её замысел, сюжет, способы передачи идеи ху­дожником, а главное — те чувства, которые у малыша вызывает увиденное. Побуждайте ребёнка к созданию собственных произве­дений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Например, можно предложить ребёнку самостоятельно придумать и оформить поздравление<sup>1</sup> с праздником для родственников и друзей, сделать подарок своими руками, украшения для новогодней ёлки, бижутерию и др. Подобная рабо­та содействует развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, вос­приятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ре­бёнка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Зна­комьте со способами отображения одной и той же музыкальной темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребёнка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребёнка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность за­няться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. Обучение детей до­школьного возраста в подготовительных классах музыкальной школы помимо разви­тия музыкальных способностей и всех пси­хических процессов, эмоциональной сферы, даёт и ряд других преимуществ. В частности, формируются произвольность, усидчивость, воля, ребёнок учится правильно дышать, управлять своим голосом, у него развивается звуковысотный слух, что очень важно для речевого развития. Кроме того, это ещё и своеобразный тренинг, опыт взаимодействия с незнакомыми сверстниками, новыми педагогическими работниками. \

- изображения видов часов (песочных, солнечных, водяных, цветочных и других видов часов и их описание);

После учебного года в музыкальной школе ребёнку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе. Он сможет эффективнее выполнять задания учителя, внимательнее слушать его объяснения, при этом меньше уставая и более уверенно чув­ствуя себя в классе.

Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполне­нии различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные уме­ния и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг и с ним. Это касается лю­бой деятельности ребёнка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной и т.д. На­пример, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировке стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска»: Гапанович-Кайдалова Е. Как подготовить ребенка к школе и развить его способности / Е.Гапанович-Кайдалова // Пралеска. – 2021. - №2. – С.10-13.

Меню раздела