Развивающие и дидактические игры и упражнения, направленные на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе

Основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная и интеллектуально-волевая готовность. В структуре интеллектуальной готовности рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является развивающие и дидактические игры и упражнения. Игра дает возможность ребенку легко перейти к перемене главного вида деятельности (от игровой к учебной), именно учебная игра, положительно влияет на развитие его физических и умственных способностей, становление моральных принципов и социального взаимодействия.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Дидактическая и развивающая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.

Предназначение игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе.

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игры на развитие памяти

«Кто больше запомнит»

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

«Пары слов»

Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем педагог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Педагог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

«Запоминаем вместе»

Для развития слуховой памяти. Можно рекомендовать занятия с группой ребят.Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д. Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

Упражнение для развития зрительной памяти

Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.

«Какой предмет убрали?»

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей старшего дошкольного возраста – 5-7). Задача ребёнка – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

Игры на развитие произвольного внимания, восприятия, памяти

«Зеваки»

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, выходит из игры. Игра может закончиться, когда 2-3 детей останется в игре. Они торжественно объявляются победителями.

«Не пропусти растение»

Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться. Слова: ДОРОГА, ТИГР, МАШИНА, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ЛЕС, ТЕРЕМОК, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

«Четыре стихии».

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Команда

Движениеруками

«Земля»

Детиопускаютрукивниз.

«Вода»

Вытягиваютрукивперед.

«Воздух»

Поднимаютрукивверх.

«Огонь»

Вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

 «Нос, нос, рот…»

Играющие сидят кружком, посередине водящий. Он говорит: «Нос, нос, нос, рот…» При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-тор другой части головы. Сидящие кружком дети должны делать все не как говорят, а так, как они видят (как делает водящий). Кто ошибается – выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

«Найди отличия»

Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия.

Ведущий предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Далее он задает вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Эти картинки одинаковые или нет?», «Перечислите все отличия на этих картинках».

«Нарисуй по клеточкам»

Детям выдаются бланки с заданием. Ребенок должен повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание, показать последовательность рисования.

Игры на развитие логического мышления

«Угадай, что я загадал»

Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».

Игры на развитие речи

«Мешок сюрпризов»

Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.

«Сюжетные картинки»

Ребенка просят рассказать историю по трем картинкам, которые последовательно раскладывают перед ним. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему, задавая наводящие вопросы. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.

Дидактические упражненияна  развитие логического мышления

Упражнения на развитие анализа

«Какой кусочек подойдёт?»

Внимательно рассмотреть рисунки А и Б. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.

«Найди одинаковые»

Рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.

Упражнения на развитие синтеза

«Что за чем?»

Рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.

«Собери картинку»

Рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.

«Танграм»

Квадрат размером 10Х10 см разрезается, как показано на рисунке 1. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).

Расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

«Колумбово яйцо»

Создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

На начальном этапе освоения игры (рассматривания и называния частей, определения их формы и размера, комбинирования) детям предлагают найти сходство по форме частей игры и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение формы частей игры с предметами развивает у детей умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять строение составляющих частей.

Детей не ограничивают выполнением рекомендованных изображений. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. д.

Упражнения на классификацию

«Три обруча»

Разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном круге не было фигур с углами и т. д.

«Разложи цифры»

Разложить цифры из предложенных 5 наборов разного вида в отдельный ряд таблицы.

Упражнения на сериацию

«Расставь по порядку»

Расставить карточки с рисунками.

«Разложи по росту»

Разложить бумажные полоски по длине, начиная с самой длинной.

Упражнения на сравнение

«Найди место»

Рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же как на схеме, заполнить схему.

«Найди заплатку»

Найти заплатку соответствующего цвета и формы.

Упражнения на обобщение

«Что лишнее?»

Рассмотреть фигуры, назвать, чем они похожи, какая фигура лишняя и почему.

«Найди знакомые фигуры»

Рассмотреть рисунки, определить, что на них изображено, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.

 

 

 

 

Меню раздела