ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Начало школьного обучения для каждого ребенка  является сильным стрессом.   Наряду с чувствами  радости, гордости, удивления всему новому дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Возросшая тревожность снижает общую сопротивляемость организма и, как следствие, в адаптационный период могут участиться  простудные заболевания, обостриться хронические, появиться или усилиться невротические проявления: нарушение сна, аппетита, повышение температуры, похудение, нервные тики (при данных проявлениях необходима консультация невропатолога или психоневролога).

У  части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными  проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.

Адаптационный период к школе может длиться от 2(3) мес. до 1 года. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.

С чем же связаны трудности адаптации?  

Основные причины, вызывающие трудности привыкания:

1.Несформированность «внутренней позиции школьника». (Не сформированы желание учиться и  готовность к роли ученика, который имеет свои права и обязанности).

2.Слабое развитие произвольности.

- неумение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему  способ действия;

 - неумение ориентироваться на заданные требования;

 - неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания;

 - неумение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.

3.Трудности в общении со сверстниками.

4.Завышенные требования со стороны родителей. 

5.Состояние здоровья и его особенности, уровень физического развития. В частности, гиперактивность, левшество могут вызвать определенные трудности в адаптации.

6.Негативная семейная ситуация, частые конфликты между супругами. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.

 

 

 

Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе? По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются.

 

 

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь, благодаря успешной учебе; объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле.
  3. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  4. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным и учитывать личностные особенности ребенка;
  5. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  6. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  7. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в его верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  8. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  9. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  10. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  11. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  12. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  13. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  14. Помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Астровская О. А.., заместитель заведующего по основной деятельности

 

Меню раздела