Этнографические музеи Беларуси

Этнографические музеи Беларуси

Этнографическая деревня в Буйничах

Если вы хотите заглянуть в историю Беларуси, почувствовать самобытность культуры нашего народа и увидеть, как жили белорусы в старину, обязательно побывайте в этнографическом музее или комплексе под открытым небом.

Здесь можно узнать о традициях и быте белорусского народа, принять участие в исконных забавах, послушать фольклорные песни и освоить белорусские танцы, понаблюдать за работой мастеров и самим сделать

настоящие белорусские сувениры, попробовать блюда и напитки национальной кухни.

 

Белорусский государственный музей

народной архитектуры и быта (д. Озерцо)

       

Это уникальный для нашей страны, единственный в Беларуси музей-скансен, представляющий собой целую деревню из памятников зодчества XVII-ХХ веков.

Музей расположен в нескольких километрах от Минска – между деревнями Озерцо и Строчица, поэтому его часто называют "Музей в Озерце""Музей "Строчица""Строчицы"

Идею создания комплекса под отрытым небом впервые озвучил в 1908 году известный белорусский художник Фердинанд Рущиц, но события Первой и Второй мировых войн, необходимость восстановления страны на многие годы отложили его появление.                                                                                  

В 1976 году началась большая научно-экспедиционная работа с участием архитекторов, историков, этнографов. В разных регионах Беларуси искали, изучали и перевозили на место музея памятники деревянной архитектуры, предметы быта, ремесел и промыслов.

И на протяжении 1987-1994 годов открылись экспозиции, представляющие архитектуру, культуру и жизненный уклад трех этнографических регионов –Центральная Беларусь, Поозерье и Поднепровье. Сегодня в музее около 40 объектов, среди которых:

  • Покровская церковь XVIII века
  • церковно-приходская школа
  • ветряная мельница и амбар
  • корчма
  • кузница
  • баня
  • хаты зажиточных и бедных крестьян

В музее действуют выставки "Транспортные средства в Беларуси", "Пчеловодство в Беларуси", "Белорусский лен", "Забродские снасти" (о рыболовстве в Беларуси).                                       

Традицией Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта стало проведение национальных праздников и обрядов, фестивалей и концертов:

  • Коляды
  • Масленица
  • "Гуканне вясны"
  • Купалье
  • "Восеньскі фэст"
  • фолк-фестиваль "Камяніца"
  • проект "Шедевры мировой классики в музее под открытым небом"
  • День музеев.

Гости музея могут принять участие в праздничных мероприятиях и народных забавах, в корчме попробовать настоящие драники, верещаку, сбитень, другие блюда и напитки традиционной белорусской кухни.

Где находится: Минский район, между д. Озерцо и д. Строчица, на берегу реки Птичь 

Музейный комплекс старинных

народных ремесел и технологий  «Дудутки»

         

 

"Дудутки" – один из самых посещаемых музеев Беларуси – расположен в 40 км от Минска в живописном месте у реки Птичь.

В окрестностях деревни Дудичи рядом с комплексом когда-то находилось поместье знаменитого дворянского рода Ельских, превративших Дудичи в крупный ремесленный и торговый центр, "усадьбу муз".

К 1800 году в поместье были не только дом хозяев и ремесленные мастерские, но и деревянная церковь, мельница, три корчмы, сад, оранжерея, небольшой кожевенный завод. Каждый месяц в местечке проводились ярмарки.

Инициатором создания музея "Дудутки", открывшегося в 1994 году, стал белорусский журналист Евгений Будинас. На основе богатой истории Дудичей появился комплекс, где воссоздан уклад жизни белорусского поместья ХIХ века.

Сегодня в "Дудутках" открыты:

  • этнографическая галерея с экспозицией предметов быта ΧVІІІ-ΧΧ веков;
  • ремесленный двор (соломо- и лозоплетение, ткачество);
  • гончарная мастерская (музей керамики);
  • мастерская плотника;
  • старинная кузница ΧІΧ века;
  • сыроварня;                                                                                              
  • хлебопекарня;
  • бровар (цех самогоноварения);
  • гараж с ретро-автомобилями(ЗИМ, Чайка,

Хорьх, Виллис, Фольксваген Жук, Ганомак, Фиат Тополино, Крайслер);

  • ветряная мельницаголландского образца (сооружена в 1903-1905 гг.

братьями Михаилом и Иваном Поляковыми);

  • деревяннаяцерковь Иоанна Пророка;
  • конюшня с породистыми лошадями, пони, ишаком;
  • зоосад (коровы, овцы, свиньи, кролики, домашние птицы);
  • страусиная ферма.

Гостям музейного комплекса предлагают дегустации продуктов местного производства в броваре (самогон, хлеб, мед, огурец), в пекарне (свежевыпеченный хлеб, 3 вида сыров, масло) и на мельнице (крестьянский хлеб с салом).

В комплексе есть кафе ("Дудутки", "Корчма"), бар "Шинок", гостиница "Птичь", гостевой дом с баней.

На протяжении всего года в "Дудутках" проходят праздники и фестивали:   

  • Масленица;
  • Открытие и закрытие сезона ("Наследие Ельских")
  • День Победы и День Независимости;
  • Фестиваль уличных артистов;
  • Пленэр кузнецов;
  • Open air "Купалье";
  • Престольный праздник Дудутковского храма;
  • Фестиваль славы белорусского оружия "Наш Грюнвальд";
  • Фэст "Этна Млын";
  • Праздник "Трех Спасов";
  • "Рождественская выставка";

Где находится: Минская область, Пуховичский район, в полутора километрах от деревни Дудичи

Историко-культурный музей-заповедник «Заславль»

Заславль – один из древнейших городов Беларуси: впервые упоминается в летописях под 1127 годом, но основан намного раньше.

Здесь сохранились удивительные исторические памятники, на базе которых в 1986 году был создан историко-культурный музей-заповедник "Заславль".

Сегодня музей-заповедник включает памятники международного и республиканского значения:

  • городище "Замэчек" (X-XI вв., летописный Изяславль);
  • курганные могильники X-XI вв.;
  • городище "Вал" с кальвинским сбором (XI-XVII вв., заславский замок);
  • костел Рождества Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVIII в.);
  • дворцово-парковый комплекс Пшездецких.

 

Для многочисленных посетителей открыты:

  • музейно-выставочный комплекс
  • этнографический комплекс "Млын" ("Мельница")
  • музей-ДОТ
  • Детский музей мифологии и леса

Этнографический комплекс "Млын" создан в честь сохранившейся в Заславле паровой мельницы – памятника мукомольного производства начала XX в. В комплексе есть также Дом завозников, амбар (свіран), кузница.                                                                                                             

В музее-заповеднике "Заславль" проходят театрализованные экскурсии, батлеечные спектакли.

Где находится: г. Заславль, ул. Рыночная, 4.

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций

Город Ветка и его окрестности – интереснейший регион на юго-востоке страны, ставший белорусским центром раскола православной церкви конца XVII – XVIII веков.

Ветковский музей народного творчества создан в 1978 году на основе личной коллекции Федора Шклярова – выходца из местного старообрядческого рода, самодеятельного художника и коллекционера старины. Постоянная экспозиция открылась 1987 году в отреставрированном и реконструированном историческом здании – доме купца Грошикова.                                                                                                               

Сейчас в экспозиции Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г.Шклярова свыше 10 тысяч объектов, представляющих историю и культуру старообрядческой и православной белорусской деревни:

  • древние и старообрядческие иконы;
  • рукописные и старопечатные книги XVI-XIX столетий;
  • собрания служебных рисунков и прорисей иконописцев XVII-XX веков;
  • коллекции изделий, созданных с помощью уникального художественного метода – шитья золотыми нитями, бисером и жемчугом;
  • коллекция домовых украшений (в технике пропильной резьбы) XIX – XX вв.;
  • коллекция ритуальных рушников археологические находки народные костюмы.  

Белорусские староверы создавали рукописные книги с великолепными миниатюрами и орнаментом, искусно писали иконы. Также в коллекции музея есть раритеты Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.  

Сегодня в Ветковском музее проходят экскурсии (есть электронный гид на 4 языках), тематические выставки, а в зале "Живое ремесло" гости могут познакомиться с традициями и секретами белорусского ткачества.

В Гомеле находится филиал Ветковского музея, где часто проходят народные праздники ("Беларускія вячоркі"), мастер-классы (ткачество, роспись пасхальных яиц).  

Где находится: Гомельская обл., г. Ветка, ул. Красная Площадь, 5. Филиал: г. Гомель, пл. Ленина, 4 (территория Дворцово-паркового ансамбля Румянцевых и Паскевичей).

Музей народного творчества «Бездежский фартушок»

Белорусская деревня Бездеж, история которой насчитывает более 600 лет, славится  белоснежными льняными фартуками, ставшими настоящим брендом этой местности.

Для их создания мастерицы проделывали огромную работу. Лен собирали в строго определенное время, долго превращая его в тончайшую пряжу – считалось, 300 нитейдолжны пройти через обручальное колечко. Фирменной белизны полотна добивались с помощью особых секретов, а потом готовые фартуки расшивали символичными узорами.

В 1999 году в деревне открылся музей "Бездзежскі фартушок" с богатейшей коллекцией старинных фартуков и других предметов национального костюма, рушников.  

Здесь проходят увлекательные экскурсии, рассказывающие о быте белорусов и традициях народной моды. Часто они сопровождаются игрой и пением местных народных коллективов. В Бездеже можно увидеть редкий танец на вилах "Никита".

При музее открыто подворье "Каля Плэса". Это настоящий крестьянский дом, где воссоздан быт жителей полесской деревни. Туристы могут осмотреть хозяйство и сходить на рыбалку, покататься на бричке, попробовать старинные блюда (драники, сало, бездежский хлеб, свежее молоко и сыры) и оценить вкус исконной приправы из толченых семян льна.

На Пасху в Бездеже проходит уникальный весенний обряд "Стрелка".

Где находится: Брестская область, Дрогичинский район, д. Бездеж, ул. Пионерская, 9.

 

 

Туристско-развлекательный комплекс

«Белорусская этнографическая деревня ХIХ века»

 

Комплекс "Белорусская этнографическая деревня ХIХ века" располагается под открытым небом в 2 км от Могилева, напротив мемориального комплекса "Буйничское поле".

Деревня не является музеем в полной мере, но знакомит гостей с особенностями белорусского местечка XIX века, традициями народа, обрядами, ритуалами, ремесленными промыслами.

В этнографической деревне есть улица мастеров, состоящая из 7 домиков:

  • мастерская гончара;
  • пекарня;
  • мастерская плотника;
  • кузница;
  • мастерская ткачей;
  • домик мастеров по вышивке, плетению из соломки и лозы;
  • домик Самогонщицы.

Здесь можно увидеть ремесленников за работой и приобрести сделанные их руками сувениры, попробовать крепкий алкогольный напиток, узнать, как в старину пекли хлеб, караваи, куличи, а также угоститься свежей выпечкой.

Визитная карточка деревни – огромная ветряная мельница и дом в традиционном шляхетском стиле, где находятся гостиница и ресторан (харчевня).

В туристско-развлекательном комплексе "Белорусская этнографическая деревня ХIХ века" проводятся этнические фестивали, ярмарки и белорусские народные праздники.

Где находится: Могилевский район, д. Буйничи.

Деревня-музей «Забродье»    

В исторических местах на берегу реки Нарочанка, где столетие назад проходила линия фронта Первой мировой войны, находится самобытная деревня Забродье. Семья белорусского художника и краеведа Бориса Цитовича превратила ее в уникальный музей под открытым небом, посвященный военному прошлому, и увлекательный туристический  комплекс – с аутентичной архитектурой, народным бытом и традициями, атмосферой творчества.

Сегодня в "Забродье" гости могут посетить:

  • первый в Беларуси музей истории Первой мировой войны, хранящий более 2000 экспонатов: обмундирование и оружие, противогаз, документы и фотографии, предметы быта солдат и личные вещи в память о близких;
  • музей ретро-автомобилей, где собраны раритеты 30-90-ых годов ХХ века: ЗИС-5, ГАЗ-67, ГАЗ М1, Willys, Opel Kadett, Opel Blitz…
  • экспозицию мотоциклов и велосипедов;
  • музей быта столетней давности (старинная  мебель, ручники, одежда, домашняя утварь, музыкальные инструменты, фото);
  • кузницу и баню, которой уже два века;
  • творческие мастерские художника и режиссера кукольного театра…

На берегу реки – построенная в стиле XVI-XVII вв. деревянная Борисоглебская часовня в память обо всех погибших в военных действиях. Также среди самых почитаемых мест Забродья и окрестностей – лазаретное кладбище времен Первой мировой и 6-метровый крест на захоронении близ военного лагеря, памятная каплица в честь 80-летия окончания войны, стела и камень на месте гибели казака Даниила Шевченко…

На протяжении года в "Забродье" проходят символичные мероприятия, посвященные истории района:

  • автопробег по местам памяти жертв Первой мировой войны;
  • День Победы с поминовением воинов двух мировых войн;
  • День памяти героев и жертвенников…

Для туристов в комплексе "Забродье" открыты аутентичные крестьянские домики и устроены палаточные городки, работают летнее кафе и сувенирная лавка, предлагаются экскурсии и развлекательные программы.

Где находится: Минская область, Вилейский  район, д. Забродье.

Музей белорусского народного искусства в д. Раубичи

 Музей белорусского народного искусства в Раубичах предлагает своим посетителям взглянуть на некоторые виды народного искусства не только своими глазами, но и ощутить их собственными руками!

Каждое воскресенье в 12:00 в музее проходят мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению (на выбор). Экспозиция музея наполнена настоящими шедеврами народного искусства из простых материалов, созданных не профессиональными художниками, а обычными людьми.    

Музей белорусского народного искусства был открыт 12 декабря 1979 г. Разместился в бывшем Крестогорском костеле, построенном в 1862 году, и расположен на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи» в 20 км от Минска.

Письменные памятники, которые дошли до наших дней, рассказывают о необычной ситуации, которая поспособствовала тому, что это место стало святым и необычайно популярным среди местных жителей. По легенде, причиной строительства первого храма, датированного 1650 годом, было возникновение местного образа иконы Божьей Матери Млекопитательницы, которая защитила местного шляхтича Лукаша Халяву во время страшной грозы.

С течением времени количество верующих увеличилось, и возникла потребность в уже более основательном храме. В 1858 году епископ минский, ксендз Войткевич торжественно освятил краеугольный камень в фундамент будущей святыни, и к 1862 году строительство нового каменного костела было завершено. С 1866 года храм освятили в православную Успенскую церковь, которая и действовала до начала 30-х годов XX века. Находясь много лет без ремонта, здание серьёзно пострадало, и до 1970-х гг. не было предпринято никаких действий по его восстановлению.

Идея создания Музея белорусского народного искусства в стенах разрушенного бывшего Крестогорского костела принадлежала заместителю директора по науке Государственного художественного музея БССР И.Н. Паньшиной и старшему научному сотруднику отдела декоративно-прикладного искусства Т.И. Стёпиной. Концепцию реставрации и размещения экспозиции в культовом здании поддержала директор Государственного художественного музея Елена Васильевна Аладова. Первоначально было решено снести сохранившиеся фундамент и стены, так как на тот момент потери здания составляли свыше 80%. Только письмо Е.В. Аладовой на имя П.М. Машерова, а также личное вмешательство руководителя БССР помешали полному уничтожению Крестогорского костела.

Группу реставраторов возглавила архитектор Л.В. Павлова. По проекту заслуженного архитектора БССР В.Н. Аладова к основному объему костельного здания со стороны апсиды был добавлен прямоугольный в плане объем, где разместились дополнительные выставочные площади и бытовые помещения.

В разные годы Музей белорусского народного искусства в Раубичах возглавляли Татьяна Ивановна Стёпина, Валентина Григорьевна Писаренко, Светлана Васильевна Крель, Ольга Леонидовна Залуцкая.

Экспозиция музея знакомит с традиционным народным искусством ХVI – начала XX века и с произведениями современных мастеров, работающих в наиболее распространенных видах народного искусства: ткачестве, гончарстве, резьбе и росписи по дереву, плетении из соломы и лозы. 

Ткачество – один из древнейших видов народного искусства. Столетиями складывались способы обработки льна и шерсти, техники и приемы ткачества, типы одежды, а также обычаи и обряды, в которых домотканым скатертям, полотенцам, рубахам, плетеным и тканым поясам отводилось значительное место. В экспозиции представлены традиционные костюмы конца XIX – начала XX в., полотенца и декоративные ткани ХХ века из разных регионов Беларуси.

Неповторимость народной одежды продиктована ее назначением и региональными особенностями традиций. Для Беларуси характерно использование льняной ткани с вышитым либо тканым узором красного цвета. Владея всеми известными техниками ткачества, используя в основном сочетание отбеленного и неотбеленного льна с красными хлопчатобумажными нитями, ткачихи добивались удивительного многообразия декора.

Изделия из шерстяных тканей – покрывала и юбки – многоцветны. Выполнены они большей частью самыми простыми приемами переплетения нитей. Вариантность достигается комбинацией разноцветных нитей утка и основы. Появление в белорусской деревне в 80-е годы ХIХ века фабричных тканей и искусственных красителей в значительной степени повлияло на колорит тканых изделий и характер одежды. Старинный головной убор полотенечного типа вытесняется фабричными шелковыми, ситцевыми и шерстяными разноцветными платками. Из фабричной ткани – сукна, бархата, шелка – шьют безрукавки, украшая их тесьмой, искусно вплетая в узор металлические пуговицы и кнопки.

Закономерна эволюция орнамента, колорита и техники ткачества постилок. Их художественная форма складывалась в первой половине ХХ века.

Рядом с традиционной бытовой утварью экспонируются царские врата конца ХVIII – начала XX века. Мастер использует несколько элементов плетения, из которых складывается замысловатый узор из зубчиков и квадратов разных размеров. В середину каждого квадрата помещен кусочек яркого цветного сукна. Золотистая солома служит ему своеобразной оправой, имитируя золото, а кусочек цветной ткани заменил драгоценные камни. Царские врата – прекрасный пример высокоразвитого искусства плетения из соломы.

Белорусские мастера внесли значительный вклад в историю искусства резьбы по дереву. «Белорусская резь» упоминается в документах ХVII века, когда в Московском государстве при «Палате резных и столярных дел» стали работать белорусские резчики, украшая резьбой иконостасы в Измайлове, Донском и Новодевичьем монастыре, выполняя резные работы в Коломенском дворце.

Большой интерес представляют находящиеся в экспозиции произведения сельских мастеров, работавших по заказу односельчан из д. Негневичи, Заболотье, Межевичи и создавших резные царские врата и скульптуру ХVIII – начала ХХ века. В них при различии творческих манер сохраняются общие черты, свойственные всем произведениям народных мастеров. Их объединяет знание пластических свойств материала. К концу ХIХ века старинное искусство резьбы по дереву сохранили лишь отдельные мастера. Они резали скульптуру для сельских каплиц, а также кукол для народного театра – батлейки.

Современное искусство резьбы по дереву представлено работами известных в республике самодеятельных резчиков – А.Ф. Пупко, В.В. Ольшевского, К.К. Козелко, продолжающих славные традиции белорусской резьбы.                                                                                                  

Гончарные изделия в коллекции музея относятся к ХХ веку. Горшки и макитры для приготовления пищи, миски для еды, кувшины и кринки для молока, «гляки» и «слоики» для хранения продуктов, свистульки и глиняные игрушки мастера украшали самыми простыми способами, известными всем гончарам мира: обваркой, томлением, росписью по терракотовой поверхности, покрытием глазурью. Бытовая гончарная утварь белорусов почти не имеет росписи. Декоративность достигается элементарными приемами.

Врожденное чувство формы, профессиональное владение материалом подсказывают мастеру необходимый вариант декора. Достаточно разнообразны и привлекают своей функциональностью и простотой декора чернолощеная керамика Пружан; светлые, терракотовые с красной росписью из концентрических кругов и «запятых» сосуды Городной; городокская утварь, покрытая свободно разлившейся по форме цветной глазурью.

Особую группу памятников в экспозиции составляют изделия Ивенецкой фабрики, которая из небольшой кустарной артели превратилась в ведущий центр художественного гончарства в Беларуси. В музее представлены работы одного из создателей артели в Ивенце – В.Ф. Куликовского, а также И.М. Молчановича, М.М. Зверко, А.В. Прокоповича, работающих в традициях старой ивенецкой керамики и возрождающих забытое искусство изготовления фигурных сосудов в виде баранов, медведей, зубров.

Народное искусство белорусов неповторимо. Ему присущи мягкость и лиризм в решении образов, удивительная деликатность колористического решения, тщательность работы, умение простыми приемами из самого доступного материала создавать подлинные шедевры.                               

Где находится: Минский р-н, Острошицкий Городок, с/к «Раубичи».

Расположен на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи» в 20 км от Минска.

                            

Меню раздела