ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Управление по образованию, спорту и туризму
Стародорожского райисполкома
Государственного учреждения образования
"Детский сад № 1 г.Старые Дороги»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности»
Сроки реализации: 2021-2024
Руководитель
педагогического проекта:
Галуза Наталья Валерьевна,
заместитель заведующего по
основной деятельности
тел.: 8(01792) 58959
e-mail: sad5@starye-dorogi.by
2021
Структура педагогического проекта
Общие сведения
Государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г.Старые Дороги».
Тема «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности».
Сроки реализации педагогического проекта: 2021-2024 гг.
Сведения о руководителе учреждения образования: Руденя Нина Ивановна, заведующий, высшее образование, 1 квалификационная категория.
Сведения о руководителе педагогического проекта: Галуза Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности, высшее образование, 1 квалификационная категория.
Сведения об участниках реализации педагогического проекта:
Пещур Лилия Адамовна, руководитель физического воспитания, высшее образование, 1 квалификационная категория;
Мельник Валентина Михайловна, воспитатель дошкольного образования, высшее образование, 1 квалификационная категория;
Киселевич Наталья Викторовна, воспитатель дошкольного образования, среднее специальное образование, 1 квалификационная категория;
Актуальность педагогического проекта
Исторически так сложилось, что любовь к родине во все времена в нашей стране была чертой национального характера. Однако в последнее время всё более заметной стала утрата традиционно патриотического сознания. В связи с этим стала очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, культуры, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко могут сострадать чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
В соответствии с программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 гг., утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 года № 312, одним из основных направлений воспитания обучающихся является гражданское и патриотическое воспитание, на формирование активной гражданской позиции и патриотизма, духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры [1].
Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своём городе, о Республике Беларусь, людях прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках [2].
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развить интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Таким образом, перед педагогами учреждения дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к родному языку, основам истории, культуре своей страны с целью их нравственно-патриотического воспитания.
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
подобрать наиболее эффективные формы, методы и приёмы работы культурно-досуговой деятельности, способствующие воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей;
совершенствовать предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе культурно-досуговой деятельности;
создать систему образовательной работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию посредством культурно-досуговой деятельности;
формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к культурному наследию своего народа, к природе родного края;
обеспечить единство в работе учреждения дошкольного образования и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию;
воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, как представителя своего народа, к сверстникам и их родителям, соседям и другим людям;
воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Теоретическое обоснование педагогического проекта
Патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка.
На наш взгляд, одной из эффективных форм привлечения ребенка к патриотизму – является культурно-досуговая деятельность. Не только сам досуг приносит детям радость, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с историей, костюмами, народным творчеством.
Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру города, страны в процессе творческой деятельности. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятий, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.
Досуговые мероприятия детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересное мероприятие побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Модель будущего образовательного процесса
1. Создание цикла мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе культурно-досуговой деятельности (тематические вестники с материалами проекта).
2. Подготовка методических материалов, консультаций по взаимодействию с семьями в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Создание фото презентации и видеотеки для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому развитию и воспитанию детей.
На втором этапе реализации проекта планируется работа в мини-проектах:
«Мы помним, мы гордимся»;
«Народные ремёсла»;
«Календарно-обрядовые праздники».
Проект «Мы помним, мы гордимся» направлен на привлечение внимания воспитанников и их родителей к культурно-историческим памятникам нашего города, событиям военных лет, обогащению духовного мира, приобщению подрастающего поколения к национальной истории и воспитанию нравственно-патриотических чувств. Предполагает проведение экскурсий к памятным местам нашего города, организацию маршрута выходного дня «Мы помним, мы гордимся», проведение выставок совместного творчества детей и их родителей, проведение конкурса чтецов, собрание материалов, разработка сценариев и проведение праздников: «Дня Победы», «Дня защитника Отечества», оформление выставки детской художественной литературы о войне, создание видеоролика по памятным местам нашего города, тематического вестника по итогам мини-проекта.
Мини-проект «Народные ремёсла» направлен на ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством нашего района, приобщением к народным ремёслам, формированию гармоничной, патриотически-развитой личности. Предполагает ознакомление с народными ремёслами нашего района, активное изучение и использование в своей работе экспонатов мини-музея нашего учреждения «Вытоки», посещение музеев декоративно-прикладного искусства нашего города, создание маршрута выходного дня «Весёлая прогулка вместе», знакомство с работами народных мастеров нашего района, встречи с интересными людьми, совместное творчество детей и родителей.
Работа над мини-проектом «Календарно-обрядовые праздники» предполагает включение народного фольклора в образовательный процесс посредством использования различных видов народного творчества – музыки, танца, пения, подвижных народных игр, способствующих формированию устойчивого интереса к народному искусству, наследству, оставшемуся от предков. Итогом проекта будет создание цикла календарно-обрядовых праздников, мероприятий с участием родителей на весь год.
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
Целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию, основой которой является культурно-досуговая деятельность, систематически осуществляемая в специально-организованной и нерегламентированной деятельности с воспитанниками, позволит:
сформировать у воспитанников интерес, уважительное отношение к историческому прошлому, к культуре своего народа, навыки сотрудничества, сплочения нескольких поколений;
- осознать себя гражданами Республики Беларусь, собственную принадлежность к культуре белорусского народа, сформировать умение называть свою национальность и родителей;
- сформировать умение называть родной город, столицу, рассказывать о достопримечательностях нашего города;
- сформировать интерес к народным традициям, праздникам;
- развить умение различать и анализировать изделия декоративно-прикладного искусства;
развить чувство любви и уважения к своей родине, общечеловеческим и национальным ценностям, выраженные в знании национальных традиций;
- накопить опыт нравственного поведения, обогатить эмоциональную сферу посредством усвоения нравственно-этических норм: доброты, дружбы, приветливости, честности, любви, справедливости, взаимопомощи.
Список использованных источников
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 года № 312
- Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
- Воронецкая, Л.М. Семья и Родина едины. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л.М. Воронецкая // Пралеска. – 2014 – №5. – с. 13.
- Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск : Новое знание, 2016. – 208 с.
- Дубініна, Дз. М., Дубінін, Дз. Ул. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі. – Мінск: “Зорны
верасень”, 2008 – 120 с.
- Кавалеўская, Г.М. Выхаванне дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / Г.М. Кавалеўская. – Мазыр, 2009 – 86 с.
- «Мой родны кут…»: зборнiк метадычных матэрыялау па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашкольнага узросту. У 2 ч./ уклад. В.М. Цяленчанка. – Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2007.
- Никонова, Л.Е. Познавая прошлое и настоящее/ Л. Е. Никонова // Пралеска. – 2015 – № 1 – С. 49.
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Василенко Т.А.,– Гомель: УО «ГОИРО», 2010.
- Ліцвінка В.Д. Святы і абрады беларусаў. – Мінск: Беларусь, 1997. - 176 с.: іл.
- Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. У 2 ч./ склад. І.К. Грышкевіч – Мазыр: Содействие, 2009.