Дискуссия за круглым столом «Преемственность учреждения дошкольного образования и школы, как условие успешной адаптации воспитанников к школе»

Цель: способствовать активизации деятельности по решению проблем  преемственности между учреждением дошкольного образования, школой и семьей, выявить эффективные механизмы их сотрудничества.

Задачи:

- вспомнить основные понятия, нормативную правовую документацию по вопросам преемственности;

- проанализировать результаты работы по преемственности в звене учреждения дошкольного образования, школы и родителей будущих первоклассников;

- выявить достижения и проблемы, определить возможные причины их возникновения, а также наметить пути их решения.

План проведения

  1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между дошкольным учреждением и 1 ступенью учреждения общего среднего образования.
  2. Нормативно-правовые документы, обеспечение по вопросу преемственности между дошкольным и начальным образованием.
  3. Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольного и начального образования.
  4. Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи.
  5. Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении и школе

Ход проведения

  1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между дошкольным учреждением и 1 ступенью учреждения общего среднего образования

- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность,  взгляд разных авторов на вопрос преемственности.

Наличие реализация преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило,  ребенок впервые включается  в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием преемственность между дошкольным учреждением  и учреждением общего среднего образования?

- Задание: Предлагается ознакомиться с понятиями преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее подходящий.

Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

        Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

  1. Нормативно-правовые документы, обеспечение по вопросу преемственности между дошкольным и начальным образованием

  – В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие    всего образовательного процесса.

     – Задание: назовите нормативные документы, где рассматривается подход к осуществлению   преемственности? 

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие преемственность между дошкольным и   первой ступенью общего среднего образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З;

2.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»;

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 138 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»;
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. Постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78);
  3. Положение об утверждении общего среднего образования от 20.12.2011 г.;
  4. Образовательные стандрты общего среднего образования от 26.12.2018 г.;
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 августа 2013 г. № 78 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150»;
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 167 «Об утверждении положений учебно-методических комплексах по уровням основного образования»;
  7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 апреля 2020 г. № 37 « Об изменении постановления  Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012г. № 217»;
  8. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»;
  9. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612;
  10. Проавила проведения аттестации учащихся при усвоении содержания образовательных программ
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов";
  12. Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утверждённые Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525.
  13. Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольного и начального образования

– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

      При поступлении выпускников учреждения дошкольного образования в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

        Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка.    

Задание: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.

– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.

  1. Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи

 - Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Готовность к школе складывается из нескольких показателей – физиологической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально–волевой, личностной и социальной готовности. Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в школьную жизнь. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития как комплексная характеристика ребенка, в которой отражены уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

    Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенку необходимо быть готовым к обучению в школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно усваивать учебную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие моторики мелких мышц (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т.п.) и выполнять их.

    Интеллектуальная готовность. К первому классу ребенок должен иметь запас определенных знаний; уметь ориентироваться в пространстве, т.е. знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д. Развитие памяти, речи, мышления должно соответствовать возрасту.

    Личностная и социальная готовность. Ребенок должен быть коммуникабельным, т.е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должна проявляться агрессия, а при ссоре с другим ребенком, наоборот, должно проявляться умение выйти из проблемной ситуации. Признание авторитета взрослых – основной признак социальной готовности к школе. Ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.

    Эмоционально-волевая готовность. Это понимание ребенком, почему он идет в школу, наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

    Познавательная готовность. Будущий первоклассник должен стремиться к получению новых знаний, т.е. быть любознателен.

-  Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность: специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей. Под преемственность понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из учреждения дошкольного образования в начальную школу.

Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей в учреждении дошкольного образования к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) развитие учащихся  в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий учреждения дошкольного образования.

Цель осуществления преемственности достигается  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов учреждения дошкольного образования и начальной школы, совместной подготовки педагогов  и учителей  к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

  1. Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении и школе

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.  Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.

-- Задание: назовите формы осуществления преемственности в вашем дошкольном учреждении по трем направлениям: работа с педагогами, с родителями, с детьми.

Налажено взаимодействие между педагогическими работниками учреждения и школы. В течении года организуется административно-организационная работа: корректировка списков учащихся  1-ых классов и воспитанников учреждений дошкольного образования, обсуждение плана преемственности по вопросам взаимодействия, оставление банка данных детей, проживающих в микрорайоне ГУО «Средняя школа №2 г.Старые Дороги», проведение опроса родителей воспитанников старших групп для выявления предпочтений учреждения общего среднего образования, подведение итогов работы по преемственности, постановка задач на новый учебный год, в течение года размещение необходимой информации по вопросам преемственности дошкольного и общего среднего образования на официальном интернет-сайте учреждения образования (рубрика «Преемственность дошкольного и начального образования»).

         Для достижения успешной преемственности в организации условий содействует методическая работа с воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов.  Она осуществляется  посредством  организации ряда мероприятий: дискуссии за круглым столом «Преемственность учреждения дошкольного образования и школы, как условие успешной адаптации воспитанников к школе», методического моста «Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования», беседы за круглым столом «Обеспечение безопасности детей – одна из основных задач пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования и школы», педагогической выставки «Введение в школьную жизнь» (что должен знать будущий первоклассник), круглого стола «Вы спрашиваете - мы отвечаем», консультаций «Речевая готовность к школе», «Психологические особенности детей пятого-шестого года жизни», подведение итогов работы по преемственности, постановка задач на новый учебный год, пополнение картотеки игр по обучению грамоте, развитию речи, математическому развитию, развитию мелкой моторики. Вопрос «Об усвоении воспитанниками учебной программы дошкольного образования» рассматривается на педагогическом совете в мае

В нашем учреждении основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают: тематическая неделя в мае «Скоро в школу», посещение школьной линейки «1 сентября – день знаний»,  развлечение «День знаний», вечер загадок « Скоро в школу», квест-игра по профессиональной ориентации дошкольников «Путешествие в мир знакомых профессий»,  сюжетно-ролевые игры, творческие игры, беседы, рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы по теме «Школа». С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроен уголок «Школа», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия серии «Мои первые уроки». Для старших дошкольников организуется дополнительный образовательный компонент «Учимся, играя». Создана и размещена на сайте учреждения виртуальная экскурсия в школу для того чтобы родители вместе со своими детьми познакомились со школой, т.к. в сложившихся сложных эпидемиологических условиях невозможно организовать реальные экскурсии. В апреле предусмотрен просмотр видеоролика «Что такое школа?». И, конечно, традиционно в мае выпускников ждёт выпускной бал.

     Неотъемлемой частью работы по преемственности  является сотрудничество с семьей. В течении года для родителей на стендах в информационных уголках, на сайте учреждения, а так же в личных беседах подготавливаются и размещаются консультации: «12 советов родителям будущих первоклассников», «Готовимся к школе игры и  упражнения», «Леворукий ребенок»,  «Виды готовности ребёнка к школе», «Скоро в школу», «Рекомендации для родителей первоклассников в период адаптации к школе»; «Что необходимо знать родителям о ребёнке, который идёт в школу»;  «Что делать если ребёнок не хочет учиться?»; памятки: «Для родителей детей-левшей»  «О правах ребёнка», «Как сохранить хорошее зрение», «Правильная осанка», «Профилактика плоскостопия у детей».

На сайте учреждения дошкольного образования размещена виртуальная экскурсия в школу с целью знакомства воспитанников и их родителей со школой. Предусмотрены: просмотр видеоролика «Что такое школа?», выставки «Пособий по подготовке детей к школе», дидактических игр, пособий, методического материала на тему «Предшкольный багаж». В течении года вопросы преемственности и подготовки детей к школе рассматриваются на родительских собраниях: «Возрастные особенности воспитанников 5-6 лет» (сентябрь), в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г.Старые Дороги» «Дети и родители на школьном старте». В течении года по необходимости проводятся беседы с родителями воспитанников с воспитателями дошкольного образования, учителями начальных классов «Как подготовить детей к школе», по интересующим их вопроса, индивидуальные консультации «Готовы ли вы стать родителями первоклассника?» по вопросам поступления в учреждение общего среднего образования проводятся заместителем заведующего по учебной работе Пекарь И.В.

         В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования учебных умений и навыков.

Использованные источники:

  1. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.
  2. Образовательный стандарта дошкольного образования от 15.08.2019 г. № 137.
  3. Образовательные стандарты общего среднего образования от 26.12.2018 г.
  4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 ученом году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».

 

Меню раздела