Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в учреждении, способствующей развитию самостоятельной двигательной активности детей»

                                              «Среда, окружающая ребенка в детском саду,

                                               Может стать средством развития его личности

                                               Лишь в том случае, если педагог способен

                                                организовать такую среду»

                                                                                             Э. Костина.

Одна из главных задач, решаемых в учреждении дошкольного образования- физкультурно-оздоровительная работа. Работая с детьми, мы воспитываем у них желание заботится о своём здоровье, но проблема заключается в том, что ребёнок не может оценить состояния своего здоровья, он не имеет потребности в здоровом образе жизни. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Физические упражнения могут иметь большое значение в предупреждении утомления детей во время занятий, требующих умственного напряжения. Выбор физических упражнений производится с учетом того, что в каждом виде деятельности дошкольников представлены компоненты умственного и физического напряжения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы движения для обеспечения отдыха от умственной работы были простыми, интересными, хорошо знакомыми детям.

А также введение двигательных упражнений во время занятий должно способствовать переключению внимания ребенка. В комплексы физкультминуток включаются физические упражнения на крупные группы мышц, которые снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, способствуют насыщению крови кислородом, снимают застойные явления, вызываемые сидением за столом.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования предметная пространственная среда для развития двигательной активности  должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Для выполнения этой задачи необходимо использовать спортивное и оздоровительное оборудование, инвентарь, пособия, в групповых комнатах, («Уголок двигательной активности», которые будут способствовать:

-улучшению функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др., укреплению опорно-двигательного аппарата;

-укреплению мышц формирующих свод стопы;

-формированию начальных представлений о здоровом образе жизни; развитию общей моторики;

-развитию физических качеств (выносливость, гибкость, силу, скорость, координации);

-накоплению и обогащению двигательного опыта детей;

-формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

-осуществлению профилактики плоскостопия;

-развитию самостоятельности, творчества;

-формированию выразительности и грациозности движений;

-воспитанию стремления участвовать в играх, играх эстафетах.

«Уголок двигательной активности» помогает детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.

Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. Всё это говорит о том, что развивающая среда вариативная.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенкаРазвивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Перечень оборудования уголка двигательной активности:

  1. Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики:

- маски, рули, ленты, флажки, платочки, султанчики, гантели.

  1. Атрибуты для игр с прыжками:

- скакалки.

  1. Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:

- обручи, кольцеброс, мешочки с песком и крупами, мячи резиновые, мишени, сетка баскетбольная.

  1. Атрибуты для массажа:

- массажные коврики, мячики с шипами.

  1. Атрибуты для игр с балансирование
  2. Атрибуты для спортивных игр:
  3. Атрибуты для коррекции зрения:

- схемы зрительно-двигательных проекций.

  1. Атрибуты для развития дыхания:
  2. Атрибуты для профилактики искривления осанки
  3. Картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, считалок.
  4. Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта, спортивным инвентарём.
  5. Дидактические игры (настольные): «Не ошибись», «Что полезно, а что вредно для зубов»

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель дошкольного образования С.Ф.Абрамова

Меню раздела